Рекламу сдвигают в суде
Наружные операторы попросили закрепить за ними места
Крупнейшие операторы наружной рекламы Russ Outdoor и «Олимп» подали иски к департаменту рекламы и СМИ Москвы. Они требуют закрепить в договорах новые места под свои рекламные конструкции. Из-за ремонта дорог, строительства метро и других препятствий к установке рекламы они вынуждены постоянно просить мэрию о согласовании новых мест, опасаясь, что в случае отказа придется тратить до 0,5 млн руб. на перенос каждого щита.
Компании Russ Outdoor и «Олимп» 22 октября подали в Арбитражный суд Москвы иски к департаменту СМИ и рекламы города с требованием внести изменения в договоры на установку рекламных щитов, следует из картотеки суда. Заявители просят внести изменения в адресную программу, в соответствии с которой они устанавливают в Москве свои рекламные щиты.
Russ Outdoor и «Олимп» — крупнейшие участники рынка наружной рекламы, связанные общими владельцами (см. “Ъ” от 25 июля 2019 года). Всего с учетом остановок транспорта и щитов еще одной родственной компании «Лайса» у них 81% всех рекламных конструкций в Москве, по оценке Admetrix. Обе компании выиграли рекламные места в Москве на аукционах в 2013 и 2014 годах. Russ Outdoor обязалась ежегодно платить городу 2,6 млрд руб. за 2,1 тыс. мест, «Олимп» — 1,5 млрд руб. за 1,4 тыс. мест.
Позже количество включенных в контракт конструкций и размеры выплат были существенно сокращены, в том числе из-за так называемых городских случаев, когда часть щитов невозможно установить из-за кабельных линий, реконструкций дорог, строительства метро и других градостроительных ситуаций.
Именно с такими случаями и связаны теперь судебные претензии операторов. На утвержденных в договорах местах в реальности невозможно установить часть конструкций из-за кабельных линий, дренажа дороги и других препятствий, пишут компании в исках (копии есть у “Ъ”). Russ Outdoor просит поменять места установки 62 конструкций, «Олимп» — 72.
По условиям договоров Russ Outdoor и «Олимп» могут временно перенести щиты на полгода по согласованию с мэрией, но по истечении этого срока им нужно опять просить чиновников согласовать новые места, сказано в исках. Договоры действуют до 2023 и 2024 годов, что создает «абсолютную правовую неопределенность»: компании каждые полгода вынуждены собирать новый пакет документов по одним и тем же щитам, готовя для каждого технические заключения, затем для согласования переноса в мэрии собираются заседания межведомственной рабочей группы.
Истцы считают, что фактически лишены права на долгосрочное размещение рекламы, так как в случае отказа рабочей группы в легализации новых мест рискуют потратить на перенос каждой конструкции 100–500 тыс. руб. в зависимости от ее типа, не включая существенные затраты по подключению к электросетям. Досудебную претензию мэрия не удовлетворила, поскольку, с точки зрения чиновников, изменение мест под щиты можно расценивать как существенные изменения договоров, что служит основанием для их расторжения.
«Иски связаны с градостроительной ситуацией в городе, особенности которой не всегда могут быть урегулированы сторонами»,— подтвердил “Ъ” представитель департамента рекламы и СМИ Константин Горохов.
В Russ Outdoor и «Олимпе» отказались от комментариев.
Похожий иск в прошлом году подавала компания Gallery, причем вместе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В нем говорилось, что по 137 адресам из 672 невозможно эксплуатировать рекламные конструкции, но компания платит за них городу. Суд поддержал оператора в двух инстанциях, постановив внести изменения в договоры. В Gallery отказались от комментариев, в ФАС не ответили на запрос.
Собеседники “Ъ” на рынке наружной рекламы подтверждают, что проблема «городских случаев» для них очень существенна. «Это большая головная боль: конструкция должна быть выставлена, но возможности такой нет, а оператор по договору должен платить за нее городу. Либо сократите обязательства, либо дайте альтернативные места»,— рассуждает один из них. По его оценке, для крупных компаний обычно речь идет о десятках и сотнях таких конструкций.