Золото самовывозом

Государство не будет финансировать инфраструктуру Баимского комбината

По данным “Ъ”, инвестору Баимского ГОКа на Чукотке казахской KAZ Minerals придется взять на себя основную часть расходов по строительству технологической автодороги, оцениваемой в 70 млрд руб., и морского терминала у мыса Наглёйнгын. Инвестор и власти Чукотки исходно рассчитывали на субсидии из бюджета, но сейчас рассматривается возможность заключения концессионного соглашения на вторую часть маршрута, а как будет финансироваться первая, неизвестно. В терминал государство готово вложить меньше половины из необходимых на проект 25 млрд руб.

Фото: Максим Киселев, Коммерсантъ

Казахская KAZ Minerals возьмет на себя основные расходы по строительству инфраструктуры для Баимской рудной зоны, следует из проекта «дорожной карты», с которой ознакомился “Ъ”. Документ проходит согласование в правительстве. Сроки ввода ГОКа остаются без изменений, строительство должно завершиться в 2026 году. В KAZ Minerals от комментариев отказались.

KAZ Minerals купила Баимский медно-золотой проект у Романа Абрамовича, Александра Абрамова и его партнеров в 2018 году за $900 млн. Месторождение Песчанка, находящееся на лицензионной площади с ресурсами 9,5 млн тонн меди и 16,5 млн унций золота, входит в десятку крупнейших неразработанных в мире. Частные инвестиции в проект оцениваются в 519 млрд руб.

Комплексный план освоения Баимской рудной зоны включает также два проекта Highland Gold (осенью ее крупнейшим акционером стал Владислав Свиблов, выкупивший 40,06% акций у Романа Абрамовича, Евгения Швидлера и партнеров). Это золоторудные месторождения Клен и Кекура. В январе 2025 года на Клене должно заработать перерабатывающее предприятие, а на Кекуре планируется построить две золотоизвлекательные фабрики и подземный рудник.

Для развития рудного кластера нужна автодорога и морской терминал в порту Наглёйнгын, где будет установлена плавучая СПГ-электростанция НОВАТЭКа на 356 МВт.

Ввод станции запланирован на декабрь 2025 года, после этого она перейдет в долгосрочную аренду «РусГидро», управляющей энергетикой ДФО. В компании “Ъ” уточнили, что параметры проекта будут уточнены по завершению ТЭО. В Минвостокразвития “Ъ” сообщили, что проект плана по освоению рудной зоны проходит согласование, мероприятия по созданию объектов инфраструктуры и источников их финансирования будет определены после утверждения.

В документе говорится, что в терминал 15 млрд руб. планирует вложить инвестор, а 10 млрд руб. выделят в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Ввести в эксплуатацию первую очередь терминала для размещения СПГ-электростанции планируется в августе 2025 года, а грузовую часть — в апреле 2026 года. В Минтрансе подтвердили “Ъ”, что в бюджете средства предусмотрены.

Собеседник “Ъ”, знакомый с проектом, отмечает, что точную стоимость всего терминала пока оценить сложно, так как нет четкого понимания его конфигурации.

Ранее источники “Ъ” говорили, что в Чаунской губе бывает сложная ледовая обстановка, а на некоторых участках глубины недостаточны. Собеседник “Ъ” в «Росатоме» утверждает, что проект должен дать дополнительный грузопоток по Севморпути в 0,7 млн тонн в 2026 году с увеличением до 1,8 млн тонн к 2030 году.

Стоимость дороги Песчанка—Билибино—Наглёйнгын протяженностью 428 км оценивается в 70,9 млрд руб. Предполагалось, что ее профинансирует бюджет через трансферт Чукотке. Но в проекте «дорожной карты» говорится, что по участку Билибино—Наглёйнгын заключат концессионное соглашение с участием правительства Чукотки, инвестора и Фонда развития Дальнего Востока и Арктики, срок запуска — март 2026 года. Кто оплатит участок Баимский ГОК—Билибино, который должен быть введен в ноябре 2024 года, не уточняется. В Минтрансе “Ъ” сказали, что дорога имеет статус технологической и финансирование из бюджета не предусмотрено.

По мнению главы InfraONE Research Александры Галактионовой, государство может оказать проекту нефинансовую помощь — предоставить земли и гарантию неизменности налоговой нагрузки, а концессия поможет инвестору привлечь средства. О том же говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в отношении терминала.

Татьяна Дятел, Анастасия Веденеева, Евгений Зайнуллин

Вся лента