«Мы будем приходить, пока Макрон и Собчак не извинятся»
У посольства Франции в Москве прошла протестная акция мусульман
Сегодня у посольства Франции собрались несколько десятков мусульман, которые потребовали извинений у президента Франции Эмманюэля Макрона. Господин Макрон, комментируя убийство школьного учителя в Конфлан-Сент-Онорине 16 октября из-за демонстрации карикатуры на пророка Махуммеда, заявил, что в его стране не откажутся от публикаций любых карикатур. Он также призвал сделать ислам во Франции «просвещенным», «резко ограничив воздействие внешних спонсоров и менторов из других стран, слишком активно вовлеченных в жизнь и воспитание молодежи». Собравшиеся у здания посольства заявили корреспонденту “Ъ’’, что не знали о теракте в Ницце, где утром в четверг были обезглавлены двое прихожан церкви Нотр-Дам. Московская полиция не разгоняла и не задерживала собравшихся у посольства, а ее сотрудники заявили “Ъ’’, что акция согласована. В мэрии Москвы ‘’Ъ’’ лишь напомнили, что заявка на публичное мероприятие подается не позднее, чем за 10 дней до его проведения.
В день теракта в Ницце у французского посольства в Москве собрались несколько десятков молодых людей, выражавших возмущение словами и действиями президента Франции господина Макрона. На плакате, который молодые мужчины держали по очереди, было написано: «Мы любим тебя, о наш Пророк», «Пусть Аллах всевышний покарает всех, кто посягает на честь нашего любимого Пророка» и «Эмманюэль Макрон — лицемер номер 1». Инициатор акции и автор плаката 32-летний программист Зубейр Цолоев рассказал “Ъ”, что изначально на плакате Макрон был назван «террористом номер 1» (так сказал о главе Франции муфтий Чечни Салах Межиев), но такой плакат не согласилась напечатать ни одна типография, в которую он обратился. Зубейр Цолоев приехал в Москву шесть лет назад, и, по его словам, «ни разу здесь не поссорился ни с одним человеком на религиозной и иной почве». Господин Цолоев принял решение прийти сегодня к посольству Франции и стоять до тех пор, пока тот не принесет публичные извинения всем мусульманам мира.
«Когда я сюда шел, я не знал, что сегодня во Франции произошли теракты. Я против насилия, как и все мусульмане,— рассказал он “Ъ”.— Пусть меня штрафуют на 10 тыс., на 100 тыс., я могу и ночь провести там, в отделении — я на все готов, но в рамках религии, которая не подразумевает убийств».
Господин Цолоев добавил, что осуждает действия выходца из Чечни, который отрезал голову французскому учителю за то, что тот продемонстрировал на школьном уроке карикатуры на пророка Мухаммеда.
«Есть четыре причины, ради которых можно убить: если покушаются на твою женщину, на твою землю, на твой дом и если не дают молиться. Показ карикатур ни к одной из них не относится. Я выбрал цивилизованный способ высказывания — встать с плакатом у посольства».
Напомним, Абдулахан Анзоров отрубил голову школьному учителю Самюэлю Пати в городе Конфлан-Сент-Онорине к западу от Парижа. По версии следствия, он хотел наказать педагога за то, что тот показал своим ученикам карикатуры Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда. Эмманюэль Макрон посмертно наградил Самюэля Пати орденом Почетного легиона. Также господин Макрон призвал сделать ислам во Франции «французским, просвещенным, резко ограничив воздействие внешних спонсоров и менторов из других стран, слишком активно вовлеченных в жизнь и воспитание молодежи».
Ранее Рамзан Кадыров осудил позицию президента Франции, обвинил его в поддержке провокаций и отметил, что тот фактически провоцирует «мусульман совершать преступления». Глава Чечни призвал французского лидера прекратить религиозные нападки, «пока не поздно». В среду, комментируя заявление Кадырова, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что главы субъектов не занимаются внешней политикой. Он также добавил, что по этим вопросам следует ориентироваться на линию главы государства. В свою очередь глава Чечни ответил, что обращался в своем посте к Макрону не как политик, а как мусульманин. Он подчеркнул, что не отказывается от своих слов и готов повторить их. По мнению господина Кадырова, он обладает правом на это как верующий человек.
Кроме господина Кадырова, слова президента Франции возмутили муфтия Чечни Салаха Межиева, который назвал господина Макрона «террористом». Господин Межиев заявил от имени Духовного управления мусульман Чечни, что президент Франции, «преследуя западные либеральные взгляды на все, что связано с духовной жизнью общества, религией, ушел далеко от общечеловеческих ценностей». «Вместо того чтобы осудить провокационные действия погибшего профессора, который прекрасно понимал на что он шел», господин Макрон, по мнению господина Межиева, «начал свое заранее проигрышное шествие на ислам». Это, по мнению господина Межиева, может обернуться новыми человеческими жертвами. Отметим, комментарий муфтия Чечни был размещен в социальной сети 27 октября.
28 октября первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов заявил, что французские власти непоследовательны, когда борются за права меньшинств, но не считают оскорблением публикации, которые задевают «миллиарды людей». Глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов счел решение господина Макрона не отказываться от публикации любых карикатур «провокацией по отношению к исламскому миру». При этом господин Крганов отметил, что его единоверцы осуждают убийцу учителя, поскольку убийство противоречит основам ислама.
Об акции у французского посольства узнали еще несколько человек в соцсетях и пришли поддержать своих единоверцев. Студент Ибрагим сообщил, что увидел посты об акции в инстаграме.
«Пальцы мерзнут держать плакат, мы часто меняем друг друга,— пояснил он и добавил, оглядываясь на стоящих неподалеку полицейских.— Хорошо, что полиция нас не трогает, это правильно, ведь она должна быть на стороне граждан своей страны, России, а не чужой».
32-летний юрист Батыр Кабзоев оставил рабочее место и приехал к посольству сразу после того, как увидел в новостях, что там собрались его единоверцы. «Мы против терактов, против убийств, но мы против оскорблений пророка, ведь он нам дороже наших семей и наших жизней,— рассказал “Ъ” Батыр Кабзоев.— Наша религия — это религия света и добра, но мы против лицемерия: в той же Франции действует закон, запрещающий отрицать холокост, почему они считают тогда свободой слова оскорблять пророка?»
Участники акции, которых к 19 часам оставалось не больше дюжины, заявили “Ъ”, что намерены приходить к посольству каждый день, пока Эмманюэль Макрон публично не извинится. Также они подчеркнули, что ждут извинений и от «либеральной журналистки» Ксении Собчак, которая тоже, по их мнению, поддержала позицию Эмманюэля Макрона, назвав ее проявлением свободы слова.
«Да, мы осуждаем убийства, прямо сейчас, здесь, перед вами,— убеждал господин Кабзоев.— Но слова и действия Макрона — это более тяжкое для нас преступление».
Собравшиеся беспрепятственно стояли у ворот посольства, полицейские их не задерживали, а просто переписывали их паспортные данные и отходили в сторону. Нигде не было видно и автозаков, которые, как уже привыкли москвичи и жители других российских городов, сопровождают любую санкционированную и не санкционированную властями публичную акцию.
Один из двоих полицейских, которые наблюдали за акцией в сторонке, сообщил “Ъ”, что акция мусульман у посольства согласована, а второй предложил обратиться за комментариями к начальству.
Впрочем, в пресс-службе ГУВД Москвы “Ъ”, выслушав вопрос, попросили написать официальный запрос: «Мы вам ответим в установленные законом сроки». В мэрии Москвы ‘’Ъ’’ не уточнили, подавалась ли заявка на проведение мероприятия у посольства, и лишь напомнили, что по закону она подается не позднее, чем за 10 дней до его проведения.
Невмешательство полиции в акцию протеста мусульман, в то время как любые публичные акции активистов от оппозиции преследуют уголовно и административно, адвокат, старший партнер «Апологии протеста» Александр Передрук считает одновременно как позитивным, так и тревожным сигналом. «В ситуации, когда свобода собраний стала не больше чем текстом в Конституции, я рад, что хотя бы иногда кто-то может это право реализовать,— пояснил Александр Передрук.— Ни в коем случае я никогда не буду призывать к тому, чтобы кого-то привлекали, раз привлекают других, за реализацию конституционного права. Однако избирательный подход очень ярко демонстрирует наличие проблемы».