Промышленность вошла в пике
На фоне экономического кризиса в Пермском крае продолжает замедляться промышленное производство. Эксперты считают, что восстановления мощностей в скором времени ожидать не стоит — на рынке сейчас слишком много негативных факторов. По мнению самих компаний, власти могут улучшить экономическую ситуацию, если усилят поддержку отечественного производителя.
Незавидное постоянство В третьем квартале 2020 года объемы промышленного производства в Пермском крае продолжили падать. Если по итогам первого полугодия индекс промпроизводства в регионе в годовом отношении снизился на 2,5%, то в январе — сентябре, по данным Пермьстата, этот показатель уменьшился уже на 3,3% относительно аналогичного периода прошлого года.
Лидерство по падению сохранил сектор энергетики: минус 10,6% (за полугодие –10,2%). Сильнее всего вновь снизился показатель производства, передачи и распределения электроэнергии (–11,4%). На 6,5% уменьшилось промпроизводство в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов и ликвидации загрязнений (в январе — июне на 5,3%). Добыча полезных ископаемых сократилась на 4,8% (за полугодие — на 3,5%). Наименьшее снижение, как и в первом полугодии, показали нефтяники и газовики — 5,3%; наибольшие изменения произошли в сфере металлодобычи (–19,6%).
Обрабатывающий сектор по-прежнему демонстрирует устойчивость — снижение на 1,3%, однако это чуть сильнее, чем в январе — июне, тогда индекс промпроизводства в этой сфере уменьшился на 0,8%. Сильнее всего за три квартала сократилось производство мебели (–23%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (–22,1%), прочих транспортных средств и оборудования (–16,4%).
Рост индекса промпроизводства в указанный период зафиксирован в сфере производства текстильных изделий (+43,1%), резиновых и пластмассовых изделий (+9,1%), электрического оборудования (+6,2%), бумаги и бумажных изделий (+2,3%), кожи и изделий из нее (+2,2%), напитков (+1,6%). Пищевая промышленность сохраняет стабильность (+0,6%).
В филиале АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистем Пермского края, Удмуртской Республики и Кировской области» (Пермское РДУ) подтверждают снижение выработки электричества. По данным компании, выработка электроэнергии в энергосистеме Прикамья с января по сентябрь 2020 года составила 20 040,4 млн кВт*ч, что на 12,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение связано с уменьшением выработки на Пермской ГРЭС на 26,3%, Пермской ТЭЦ-9 — на 12,2%, Чайковской ТЭЦ-18 — на 18,4%, Камской ГЭС — на 7,2%, а также с выводом из эксплуатации генерирующего оборудования Кизеловской ГРЭС и Пермской ТЭЦ-6.
Потребление электроэнергии в Пермском крае с января по сентябрь составило 16 296,6 млн кВт*ч, что на 7,3% меньше объема потребления за январь — сентябрь 2019 года. «Потребление электроэнергии снизили крупные предприятия края: „АВИСМА“ — филиал ПАО „Корпорация ВСМПО-АВИСМА“ — на 28,2%, ООО „ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ — на 11,8%, АО „Транснефть-Прикамье“ — на 29,9%, а также предприятия мелкомоторной нагрузки и население. Кроме того, снизилось потребление на собственные нужды электростанций и потери ЕНЭС. Снижение потребления связано с влиянием температурного фактора в январе — марте, действием противоэпидемических мероприятий и реализацией соглашения ОПЕК+»,— говорится в сообщении Пермского РДУ.
Отчетливая неопределенность Состояние энергетики отражает общую экономическую динамику, отмечает председатель комитета заксобрания Пермского края по экономической политике, промышленности и налогам Татьяна Миролюбова. «Когда предприятия испытывают трудности и сокращают объемы производства, а сейчас это происходит понятно почему — упал спрос и мировой, и общероссийский, то и выработка электроэнергии снижается,— поясняет эксперт.— В обрабатывающей промышленности падение не такое быстрое, потому что предприятия работают по контрактам и срок исполнения заказов, как правило, длительный. Резкий же подъем текстильной промышленности, вероятно, обусловлен пошивом защитных костюмов, спрос на которые сейчас высокий».
По мнению депутата, быстрого восстановления экономики ждать не стоит. «Потребительский спрос продолжает падать. Число заболевших увеличивается, люди абсолютно правильно стараются ограничить контакты, меньше ходят по магазинам, соответственно — меньше потребляют. Кроме того, падают доходы, и безработица сейчас тоже значительная, что также ограничивает потребление. Не увеличивается и производственное потребление, поскольку не растет и общемировой спрос. Ведь пермские промышленные предприятия встроены в глобальные производственные цепочки»,— заключила госпожа Миролюбова.
Пессимистичный прогноз относительно состояния региональной промышленности еще летом давала вице-президент Пермской ТПП Елена Гилязова. «Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что объемы производства продолжат падать, и перспектив для роста промышленности пока не вижу,— демонстрирует уверенность эксперт.— Предпосылок для увеличения спроса сейчас нет. Ограничения для бизнеса в связи с пандемией все еще сохраняются, и увеличить объемы производства в таких условиях проблематично».
При этом госпожа Гилязова указывает на то, что, несмотря на коронавирус, нагрузка на бизнес продолжает усиливаться: «Мы видим очередные планы по повышению налогов в 2021 году, в частности НДПИ, и страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Государству нужно понять, что бизнес — не дойная корова, а основной инвестор, который может способствовать росту экономики, что необходимо не повышать на него нагрузку, а, наоборот, снижать, чтобы у предприятий был смысл работать. Только тогда мы увидим какие-то изменения».
Вопреки доминирующему тренду, гендиректор ПАО «Краснокамский завод металлических сеток», вице-президент реготделения бизнес-объединения «Опора России» Дмитрий Пищальников надеется на более активную поддержку отечественного производителя со стороны российского правительства. «Выручка и прибыль у предприятий сократилась как в секторе B2B, так и в секторе B2C. Если на B2B больше влияет мировой экономический спад, то сектор B2C можно регулировать внутри страны,— отмечает собеседник.— Для этого надо увеличивать платежеспособный спрос, повышать доходы населения, а также активнее поддерживать российские компании. Думаю, было бы полезно применить подход не полной „закрытости“, но управляемой „открытости рынка“. Потенциал роста заложен как в импортозамещении (у нас слишком велика доля иностранной продукции на всех рынках), так и в колоссальном потенциальном спросе со стороны населения — мы можем производить и потреблять в разы больше». По мнению господина Пищальникова, экономический рост возможно обеспечить в короткие сроки, и почти все зависит федеральных властей.