«За ним никогда ничего не водилось»
Подросток вместо кафе напал на отдел полиции
В Татарстане расследуется дело о теракте в связи с нападением на отдел полиции. По данным правоохранителей, подросток закидал отдел «коктейлями Молотова», а затем напал на сотрудника полиции с ножом. При задержании он был застрелен. По некоторым данным, отчим ребенка ранее отбыл срок за подрыв газопроводов в республике. В Кремле считают, что случай в Татарстане «абсолютно криминальный» и не связан с атаками террористов во Франции.
Инцидент в Татарстане произошел минувшей ночью. Как сообщило следственное управление Следственного комитета России (СКР) по республике, «16-летний подросток с помощью зажигательной смеси пытался поджечь здание районного отдела полиции» в городе Кукмор, который расположен в 150 км от Казани. В ходе задержания «молодой человек нанес не менее трех ударов ножом сотруднику полиции», отмечают следователи. «Другой полицейский после предупредительных выстрелов вынужден был открыть огонь на поражение. В результате полученных ранений злоумышленник скончался до приезда медиков»,— указали в СКР. Один из полицейских был госпитализирован с колото-резаными ранами, однако угрозы его жизни нет.
По данным МВД, огонь на территории отдела полиции обнаружил местный участковый. Он преследовал подростка вместе с начальником изолятора временного содержания. В МВД подчеркнули, что правоохранители применили оружие, «учитывая агрессивное и общественно-опасное поведение гражданина, в соответствии с законом "О полиции"».
На место происшествия приехали министр внутренних дел по Татарстану генерал-лейтенант полиции Артем Хохорин и прокурор республики Илдус Нафиков. Следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК РФ (покушение на террористический акт) и ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). «Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств происшедшего»,— заверили в СКР. Расследование уголовного дела контролирует прокуратура республики. Также за инцидентом следит президент Татарстана Рустам Минниханов, сообщила его пресс-секретарь Лилия Галимова.
Следствие отрабатывает несколько версий, однако официально их не оглашает.
По данным источников “Ъ”, напавший на отдел полиции при задержании выкрикивал: «Аллах акбар!» и «Неверные!».
А перед своей акцией он записал на телефон видеообращение, которое выложил в интернет. В нем, кстати, речь шла о том, что молодой человек собирался поджечь не полицию, а кафе — «мерзкое шайтанское место», в котором распивают алкоголь и слушают музыку.
Также в СМИ появилась информация, что отчим нападавшего Марат Замалиев был осужден за подрыв трех магистральных газопроводов в 1999 году. “Ъ” подробно сообщал об этом деле: ущерб, нанесенный диверсантами, составил тогда более 7,5 млн руб. Замалиев, чья лидирующая роль в преступной группе была доказана в 2001 году, был приговорен к 14,5 года. Однако официально связь Замалиева с инцидентом следствие пока не подтверждает.
Напавший подросток родился в Рубцовске на юге Алтайского края. Его родители развелись, и он с матерью переехал сначала в Ижевск, а затем в Башкирию. Предположительно, в Ижевске семья познакомилась с жителем Кукмора Маратом Замалиевым. По данным местных властей, в Татарстан они переехали только в июле этого года, местной прописки не имели. По данным министерства образования Татарстана, подросток окончил девять классов и имел аттестат об общем среднем образовании. Местная администрация предлагала ему продолжить учебу в колледжах Кукморского района, однако он отказался.
В МВД опровергли информацию, что подросток состоял на учете в полиции как склонный к экстремизму. В Духовном управлении мусульман Татарстана заявили, что мальчик не посещал какие-либо мечети в районе.
Директор ижевской школы «Гармония» Ахтам Чугалаев рассказал, что подросток учился у них всего пять месяцев. Поступил в школу в октябре 2019 года, когда его семья переехала в Ижевск. «Учился нормально, спокойно, вообще неконфликтный ребенок, очень воспитанный, с чувством юмора, очень такой жизнерадостный парень. Единственные моменты негативные у него были — это иногда у него были опоздания на уроки. Еще момент, который нельзя назвать негативным, поскольку он переехал к нам в городскую школу, а до этого учился в сельской школе,— успехи, его оценки стали чуть ниже, но это нормальная ситуация. Доучился он у нас до весенних каникул, потом все перешли на дистанционное обучение, в это время семья переезжает жить в Кукмор, в Татарстан, потому что мама вышла замуж в Кукморе за другого человека. Мы забеспокоились, когда он вовремя не приступил к дистанционному обучению. Выяснили, что семья переехала в Кукмор, но после этого ребенок занимался, вопросов не было никаких»,— рассказал господин Чугалаев.
По его словам, мальчик во время дистанционного обучения не вовремя выполнил задание, что не является серьезным нарушением.
«Больше никогда ничего за ним не водилось, абсолютно ничего не было. Но, насколько нам известно, его отчим был осужден и отсидел 14 лет за терроризм… С семьей мы не успели познакомиться, насколько мы понимали, мама одна. Те требования, которые предъявляются к ребенку, к родителям, мама выполняла. Вопросов не было, мы не скажем, что что-то сверхъестественное происходило в семье. Обычная семья, да, без отца, но обычная семья, обычные дети. У него еще была сестра-первоклассница. Он учился в девятом классе»,— отметил директор школы, пояснив, что младшая сестра мальчика у них не училась.
Российские власти не считают, что нападение подростка на отдел полиции в Татарстане связано с атаками террористов во Франции. «События во Франции — это французские события. Здесь (в Татарстане.— “Ъ”) — одно из преступлений. Абсолютно такое уголовное преступление. Какая здесь связь?» — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Тут очевидно, что какие-то криминальные следы. Абсолютно криминальное преступление. Но наверняка там будут следственные действия, но там, по-моему, все достаточно очевидно»,— добавил он.
Председатель СКР Александр Бастрыкин распорядился передать уголовное дело в центральный аппарат комитета. Он дал указание «тщательно установить все обстоятельства происшедших событий, в том числе причины, побудившие подростка совершить особо тяжкие преступления, и условия, способствовавшие этому».