Дронам готовят посадочную базу для доставки
Целесообразно ли создание такой системы для перемещения грузов
В Москве запланировали масштабное тестирование дронов-курьеров. В департаменте предпринимательства и инновационного развития отмечают, что, если эксперимент окажется удачным, беспилотники начнут использовать для доставки грузов в городе. Первые полеты в экспериментальном режиме планируется провести в 2022 году. Тему продолжит Юлия Жданова.
Доставку грузов, еды и медицинских анализов с помощью дронов могут запустить через год в Москве, правда, только в тестовом режиме. Где конкретно будут проходить испытания, неизвестно. Сейчас рассматриваются территории «Сколково», ландшафтные парки и незастроенные территории в Москве за МКАД. Об этом сообщили в рабочей группе «Аэронет», которая готовит законодательную базу для этих тестов.
Сейчас свободные полеты дронов над российскими городами запрещены, и решить юридические вопросы в короткие сроки будет непросто, отмечает член совета ассоциации «Аэронет» Юрий Чернышев: «Должны быть определены ограниченные по размерам области применения, участники, время, а также должна быть составлена соответствующая программа. Если взять как раз перевозку людей, на что замахивается правительство, это вопрос наиболее сложный. Подзаконных актов пока не принято, которые позволяли бы реализовать это требование.
По самым оптимистичным прогнозам, дроны над Москвой начнут относительно свободно летать через четыре года, и только если эксперимент окажется успешным. Пока о самих моделях беспилотников-курьеров почти ничего неизвестно. Но стоимость устройства, которое может переносить несколько килограммов на большие расстояния, начинается от 500 тыс. руб., сообщил сооснователь и технический директор компании «ПилотПро» Игорь Кузнецов: «Может быть доставка любых грузов, но в первую очередь будут доставляться небольшие грузы. Есть несколько компаний, которые уже серьезно работают на этом рынке. Это доставки по одному и тому же маршруту, например, от складов до постаматов. Это наиболее эффективно делать с помощью дронов».
Как сообщили в группе «Аэронет», в доставке грузов дронами заинтересованы «СберЛогистика» и «Почта России». Руководитель отдела по связям с общественностью «Инвитро» Нина Орешкина сообщила, что беспилотные аппараты в будущем компания планирует использовать для сбора биоматериала: «Основные задачи, которые мы планируем решать — это, конечно, скорость, логистические задачи, соблюдение необходимых стандартных условий, таких как температура, влажность и время доставки. Мы не планиурем самостоятельно обслуживать оборудование, намереваемся отдать это централизованному поставщику услуг, который возьмет на себя все технические аспекты».
Насколько рентабельно внедрение вертолетных перевозок в Москве
В компании «Додо Пицца» протестировали доставку еды дронами шесть лет назад в Сыктывкаре. Беспилотник успешно доставил заказы на сумму около 4 тыс. руб. Правда, потом компании-производителю дрона выписали штраф за нарушение воздушного пространства на 50 тыс., который пришлось оспаривать в суде. После этого, как пояснил операционный директор «Додо Пицца» Иван Тихов, желание использовать дрона отпало само собой: «Для нас конструкторы делали специфический самодельный дрон, собранный специально под пиццу. Все прошло хорошо, клиентам было весело. Повторения опыта у нас не было, и на текущий момент мы подобные инструменты не рассматриваем, в частности, из-за регулирования инфраструктуры, экономически целесообразных моделей».
Если испытания в Москве пройдут успешно, то дронами в первую очередь заинтересуются логистические службы, а не общепит, считает партнер фонда венчурных инвестиций TerraVC Данила Шапошников: «В первую очередь приходят в голову срочные доставки с небольшим грузом — это медицина, срочная доставка документов или каких-то срочных малогабаритных грузов. Кейс еды есть, но, на мой взгляд, он менее приоритетный, потому что в Москве достаточно дешевая стоимость курьеров».
Сейчас разрешения на перевозку дронами небольших посылок в США за пределами больших городов есть у Amazon, Wing Aviation и UPS. Стоимость обслуживания не раскрывается. Но компании стараются удешевить перелеты до $5 — только при такой цене, как отмечают эксперты, этот способ доставки грузов может стать массовым.
На днях по инициативе Главгосстройнадзора на стройки в Подмосковье начали летать дроны с громкоговорителями и напоминать рабочим о соблюдении санитарных норм. Примерно так же весной беспилотники использовали в Китае.