Книжные магазины в Москве осенью вновь начали терять покупателей. В октябре они не досчитались трети от привычной для этого месяца выручки, такие данные опубликовал оператор онлайн-касс «Эвотор». Некоторые игроки рынка пытаются перестраивать свой бизнес в пандемию, другие вынуждены закрываться из-за долгов. Эксперты допускают, что падение продаж книг в рознице связано с тем, что москвичи стали чаще покупать романы в онлайн-магазинах. Так ли это? И как повлияла пандемия на стратегию издательств? Разбирались Глеб Силко и Ольга Сергиенко.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Книжные магазины и издательства подчеркивают, что покупатели активизировались перед началом сентября. Желание запастись новыми изданиями и канцелярией прибавило клиентов в офлайн-розницу. Так, месяц назад в АСТ сообщали “Ъ”, что книжные магазины с момента открытия в июле смогли восстановить трафик на 80% от показателей 2019-го. Однако сейчас, как отметили опрошенные “Ъ FM” издательства и ритейлеры, поток уменьшается, а спонтанных покупок в стенах книжных становится все меньше. При этом по сравнению с прошлым годом снизился и средний чек, подчеркнула руководитель пиар-службы сети книжных магазинов «Читай город» Елена Абрамова: «Ожидать полного восстановления трафика будет сложно, так как он существенно снизился.
Падение составляет порядка 20-25% относительно прошлого года.
Даже если и приходят в магазины, то покупки делают очень аккуратно, выверено, осторожно. Работают два канала — и онлайн, и офлайн — фактически в том же режиме, что и в прошлом году. После снятия самоизоляции нам даже удалось открыть несколько новых магазинов».
Пиар-менеджер издательской группы «Альпина» Софья Ярошевич поясняет, что сейчас стало больше людей, которые не хотят лишний раз подвергать себя контактам в магазине, однако, все равно выбирают именно бумажные книги, только теперь покупают их в онлайне.
«Покупки онлайн — этот сегмент, естественно, сейчас очень вырос, особенно Ozon и Wildberries. Сейчас ситуация в целом нормализовалась. Был прирост установки приложений, покупок электронных книг. Мы некоторые книги печатали в цифровой типографии тиражом 500 экземпляров, потому что спрос был меньше. Сейчас сохраняется тенденция с онлайном. В целом даже в Америке сегмент электронных книг — это около 20% рынка. У нас пока что поменьше, но это не может перебить книги бумажные, в ближайшее время точно», — уверена Софья Ярошевич.
Поддерживают продажу бумажных книг сейчас их электронные и аудиоверсии. Именно этот сегмент серьезно подрос в период пандемии, подчеркнула директор департамента по стратегическим коммуникациям «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова. Чувствуют это и сами авторы. К примеру, изоляция породила новый тренд в книгоиздании — писатели хотят выпускать произведения одновременно в трех форматах.
«До карантина была практика, что книга в электронном виде появлялась через месяц, например, все-таки бумажная книга приносит основные доходы авторам. Если мы смотрим в деньгах, а не в тираже, там есть некоторые ниши, которые, может быть, являются исключением. Во время карантина очень много новинок, которые выходили в первую очередь в электронном виде. “ЛитРес” говорит о том, что около 5 тыс. книг вышло в электронном виде.
Общая тенденция сейчас одновременного выхода в аудиоформате, в электронном виде и на бумаге», — отметила Екатерина Кожанова.
Как раз параллельно с бумажной версией вышел в электронном и аудиоформатах роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце». Нашел новое решение и Сергей Лукьяненко. К примеру, треть своей книги «Ловец видений», которую он начал писать семь лет назад, превратили в аудиосериал — актеры под музыку начитывают текст по ролям. Некоторых персонажей озвучили Дмитрий Харатьян, Федор Добронравов и Любовь Толкалина. Первые 12 эпизодов «Ловца видений» к этому моменту прослушали более 1 млн человек. В разговоре с “Ъ FM” Сергей Лукьяненко подчеркнул, когда стало понятно, что роман интересен аудитории, он решил, что обязательно закончит его и выпустит в привычном для читателей виде.
«Нашел свой старый начатый не оконченный роман, посмотрел на реакцию читателей, сейчас буду, видимо, этот роман завершать. За это время он не устарел. Писатели, конечно, сейчас по-всякому пытаются экспериментировать. Концепт, который будет развиваться, — слушать текст во время какой-то работы проще. Этот аудиосериал — своего рода проба с моей стороны, со стороны издателей. Тенденция идет к тому, что публикация в электронной форме, в аудиоформате начинает быть сравнима, а в случае ряда авторов превосходит экономическую отдачу от публикации бумажной книги», — считает Сергей Лукьяненко.
С новыми форматами экспериментирует и Джоан Роулинг. В период изоляции писательница опубликовала на специально созданном сайте главы «Икабога» — детской сказки про монстра, которая никак не связанна со вселенной Гарри Поттера. Причем Роулинг написала ее еще 10 лет назад и только сейчас решилась представить публике. В бумажной, электронной и аудиоверсиях детская книга, как ожидается, появится в ноябре.
Из-за пандемии одна из крупных книжных сетей «Республика» заявила, что больше не сможет платить кредиторам, а онлайн-продажи не компенсируют убытки. В ближайшее время в компании планируют заявить о банкротстве. В то же время магазины «Республики» продолжают работать в обычном режиме.