«Кто не будет верен единокровной России, дай Бог, чтоб мясо с него живого отпадало»
Черногория простилась с митрополитом Сербской православной церкви
В воскресенье в Подгорице прошли похороны митрополита Черногорско-Приморского Сербской православной церкви Амфилохия, скончавшегося в пятницу от коронавируса. И в самой Черногории, и в регионе его считали противоречивой фигурой и называли «митрополитом молитвы и проклятия». С подробностями из Подгорицы — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Митрополита Амфилохия похоронили в соответствии с его завещанием в крипте главной православной церкви страны — храма Воскресения Христова, построенного в период, когда иерарх в течение 30 лет возглавлял Черногорско-Приморскую митрополию. На похоронах присутствовали практически все высшее руководство Сербской православной церкви (СПЦ) во главе с патриархом Иринеем, лидеры победившей на недавних черногорских выборах коалиции и президент Сербии Александр Вучич. Проститься с митрополитом пришли и несколько тысяч жителей страны.
Призывы властей, медиков и митрополии соблюдать меры по борьбе с коронавирусом в условиях, когда в Черногории зафиксирован один из самых высоких в регионе уровней распространения COVID-19 (более 600 на 100 тыс. населения), мало кто услышал. Маски носили единицы, люди в храме и вокруг него стояли плотной толпой, не соблюдая дистанцию, сотни человек подходили к открытому гробу и целовали покойного, скончавшегося от коронавируса.
Заражение COVID-19 у 82-летнего митрополита Амфилохия обнаружили в начале октября. До того многие священники из его окружения уверяли, что «ладан и церковные литии — лучшая защита от любого вируса».
Митрополита лечили в главном клиническом центре страны. Спустя три недели казалось, что он пошел на поправку, но в четверг здоровье митрополита Амфилохия резко ухудшилось, и в пятницу митрополия сообщила о его кончине.
И в самой Черногории, и в регионе митрополита Амфилохия считали противоречивой фигурой. С одной стороны, влиятельный православный владыка и образованный теолог, знавший пять иностранных языков, включая русский. С другой — активный защитник осужденных Гаагским трибуналом военных преступников Радована Караджича и Ратко Младича, покровитель сербских полувоенных формирований, совершавших зверства в Хорватии и Боснии. Еще его называли «митрополитом молитвы и проклятия» — он не просто жестко критиковал своих оппонентов, но и нередко проклинал их вместе с семьями и потомством.
Митрополит Амфилохий не признавал черногорцев как нацию со своей историей, утверждая, что она «выведена в лаборатории Тито».
Называл черногорцев «волами» и «незаконно рожденными коммунистическими детьми». Считал Черногорию «сербской державой», а черногорскую церковь неизменно именовал «автофекальной». Без особого пиетета отзывался он и об иноверцах, называя мусульман «ложными людьми с ложной верой».
Впрочем, накануне черногорского референдума о независимости 2006 года митрополит неожиданно для всех занял весьма сдержанную позицию, заявив: «Как народ решит, так и будет». Многие связывали это с тем, что власти республики тогда активно помогали финансировать строительство храма Воскресения Христова, любимого детища митрополита Амфилохия.
Отношения митрополита с черногорскими властями резко испортились, когда в 2008 году Подгорица признала Косово, а в 2014-м присоединилась к санкциям ЕС против России. К тому периоду относится одно из самых суровых проклятий митрополита Амфилохия: «Кто не будет верен единоязычной, единокровной России, дай Бог, чтоб мясо с него живого отпадало. Будь он проклят мною три раза и три тысячи раз».
В последний год СПЦ в Черногории с митрополитом Амфилохием во главе занялась политикой, открыто вступив в конфронтацию с властями. Произошло это после принятия в декабре закона о свободе вероисповедания, предусматривавшего возможность возвращения в госсобственность церковного имущества, принадлежавшего государству до упразднения независимости Черногории в 1918 году.
Митрополит Амфилохий не только призывал население голосовать на августовских выборах за оппозицию, организовывал многотысячные протестные литии, но и участвовал в составлении предвыборных списков оппонентов власти, а после выборов — в формировании нового правительства.
Неудивительно, что многие считают победителем последних черногорских выборов не оппозицию, а митрополита Амфилохия.
При этом отношения черногорского митрополита с Белградом были весьма напряженными. Особенно с нынешним президентом Сербии Александром Вучичем, которого митрополит Амфилохий не раз обвинял в предательстве сербских интересов в Косово. А когда в январе господин Вучич собирался посетить север Черногории, чтобы «вместе с сербским народом встретить Рождество», митрополит прямо заявил, что его приезд нежелателен, и посоветовал президенту навестить косовских сербов.
На похороны митрополита Амфилохия Александр Вучич тем не менее прибыл. Причем это было его первое посещение Черногории с момента прихода к власти в Сербии восемь лет назад. В кругах, близких Черногорской митрополии, “Ъ” пояснили: «На похороны никого не приглашают, каждый сам решает вопрос о своем присутствии».