Двое из ларца либертарианские с лица
На партийный бренд претендуют сразу две соперничающие группировки
Незарегистрированная Либертарианская партия России (ЛПР) провела 31 октября чрезвычайный съезд, на котором переизбрала руководство и внесла правки в устав и программу. Возглавлявший ЛПР с 2017 года Сергей Бойко заявил, что не справился с руководством, допустив раскол партии, и не стал переизбираться на новый срок. Через год ЛПР планирует провести учредительный съезд и зарегистрироваться, чтобы участвовать в выборах. Однако изгнанная из партии группировка «раскольников» намерена переучредиться под тем же брендом уже через неделю.
Чрезвычайный съезд ЛПР был созван для преодоления последствий раскола, вызванного разногласиями между руководством партии и фракцией «Принципы и дело» во главе с одним из наиболее известных либертарианцев Михаилом Световым. По версии председателя ЛПР Сергея Бойко, сторонники господина Светова, получив большинство в федеральном комитете партии, исключали из нее нелояльных им членов, а в июле «совершили переворот», чтобы изменить внутрипартийные документы. По версии Михаила Светова, активность его команды раздражала «старичков», а из ЛПР они исключали за публичную критику, вредившую имиджу партии. В итоге фракция господина Светова образовала собственную ячейку ЛПР, и теперь на бренд партии претендуют две соперничающие группы политиков.
Первым делом делегаты съезда исключили «раскольников» и одобрили переучет сторонников в регионах, а также изменили внутрипартийные документы. Ключевой поправкой стало усиление этического комитета, чье мнение об исключении из ЛПР теперь будет иметь решающее значение.
Также либертарианцы одобрили план работы в ближайшие годы. Ключевой задачей партии станет получение государственной регистрации. С момента создания ЛПР в 2008 году Минюст четыре раза отказывался ее регистрировать, и в 2017-м партия приостановила попытки регистрации «до улучшения политической обстановки». Пока ЛПР рассчитывает провести учредительный съезд осенью 2021 года: по словам господина Бойко, к тому времени партия проведет переучет членов и подготовит все документы, к тому же должна стабилизироваться ситуация с заболеваемостью коронавирусом.
Впрочем, процесс регистрации может начаться и раньше. Вероятно, это будет зависеть от действий соратников Михаила Светова, которые уже подали в Минюст заявление о создании оргкомитета.
Сергей Бойко признался, что скептически относится к возможности регистрации партии господина Светова, но отметил, что «все может быть», и призвал коллег задуматься о возможности смены названия: «Это не должно никого пугать. У нас одна идеология, но названия могут быть разными. Но я призываю всех к сохранению нашего бренда, потому что мы все в него вкладывались. За этот бренд я неоднократно задерживался и сидел в спецприемнике, и отдавать его захватчикам не хочется».
Пресс-секретарь фракции Михаила Светова Александр Гуд сказал “Ъ”, что они не планируют менять название и символику партии и «ждут этого от ЛПР Сергея Бойко», а «сотрудничать и налаживать контакт с ними пока не намерены». По его словам, учредительный съезд партия проведет 7–8 ноября.
Кроме того, съезд ЛПР определил основной задачей на ближайшее время повышение узнаваемости региональных партийцев и их подготовку к муниципальным и региональным выборам. Ранее либертарианцам уже удавалось избираться муниципальными депутатами, в том числе в Москве. Вице-председатель ЛПР Кирилл Самодуров заявил, что партии необходимо переключиться на вектор «реальной политической работы с гражданами», иначе «партия так и будет организацией чатиков»: «Воевать в чатиках проще, чем воевать за симпатию избирателей. Если мы будем участвовать в выборах в Госдуму, то кто будет выдвигаться, кто будет понимать регионы настолько, чтобы люди голосовали? У нас должны быть яркие, заметные личности, которых любит избиратель». Он также отметил, что россияне голосуют «за людей, а не за партию», и поэтому будущим кандидатам важно быть понятными для людей. В партии признают, что сейчас идеология либертарианства сложна для большинства избирателей, поэтому в работе с гражданами будут прежде всего продвигаться общие идеи гражданских прав и свобод.
Также либертарианцы переизбрали руководящие органы.
Сергей Бойко сразу заявил, что на новый срок выдвигаться не будет: «Я как председатель считаю, что не справился с ситуацией. Нужно было реагировать ранее, но я надеялся, что мы сможем договориться. Я в этой ситуации тоже виноват и буду продолжать работу в качестве члена партии». Новым председателем стал глава самарского отделения ЛПР Борис Федюкин, вступивший в партию в 2018 году. Он подтвердил “Ъ”, что партия будет развивать региональные отделения, чтобы усилить политическую работу, но не откажется от уличной активности, «особенно если будет усиливаться давление властей на гражданское общество».
Напомним, в последние годы ЛПР была инициатором ряда крупных согласованных с властями акций — в частности, против блокировки мессенджера Telegram, изоляции Рунета, политических репрессий, недопуска независимых депутатов в Мосгордуму — и активно сотрудничала со штабом Алексея Навального. А Сергея Бойко за последний год дважды подвергали административному наказанию за нарушение закона о митингах.
Эксперты отмечают, что в нише несистемной оппозиции растет интерес к городским избирателям и ЛПР делает правильную ставку на регионы. Вместе с тем растет и конкуренция, а узнаваемость у оппозиционно настроенных избирателей среди либертарианцев есть только у Михаила Светова.
Поэтому, например, политолог Павел Салин считает, что в таких условиях ЛПР выгоднее всего примкнуть к команде господина Светова. Политолог Алексей Макаркин полагает, что у ЛПР есть шансы укрепить партию через региональных политиков, но для этого недостаточно «просто поднять флаг перемен»: «Чтобы пройти в регионах, нужна избирательная машина: первичная известность кандидатов, технологии, деньги и идеи, которые понравятся людям. Обновленцев много, но смогут ли либертарианцы доказать, что они самые успешные обновленцы?» А политолог Аббас Галлямов и вовсе уверен, что у ЛПР в политике нет «никаких перспектив» из-за неспособности договориться внутри партии: «Любой раскол ослабляет, а если ты и без того на ладан дышишь, он становится смертельным».