Паспорт избавился от бумаги
ПТС ввезенных или произведенных в РФ автомобилей стал электронным
Все ввозимые и произведенные в России транспортные средства отныне будут обеспечены только электронными ПТС — выдача традиционных бумажных документов прекращается. Ранее выданные бумажные паспорта продолжают действовать. Эксперты не исключают, что проблемы возникнут у граждан, которые ввозят автомобили через регионы Дальнего Востока, где мало лабораторий, аккредитованных для оформления ЭПТС. Кроме того, машины с электронным паспортом может быть сложнее продать на вторичном рынке – по крайней мере до тех пор, пока не произойдет «привыкание к этой технологии».
С 1 ноября все автомобили, поставляемые дистрибуторами в РФ для продажи через дилеров, а также автомобили, произведенные в России, и транспортные средства, ввезенные в страну гражданами, получат электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС). Традиционных бумажных документов больше не выдают. Это заложено в постановлении правительства №166 и решении коллегии Евразийской экономической комиссии «Об утверждении порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств». Федеральная таможенная служба (ФТС) отныне не имеет отношения к оформлению документов и обязана уничтожить остатки бланков. Импортеры и производители оформляют ЭПТС самостоятельно. Гражданам же при ввозе автомобилей сначала надо обратиться в испытательную лабораторию, имеющую право выдавать ЭПТС (их в России 19), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), электронный паспорт, затем обратиться в ФТС для уплаты таможенных пошлин, утильсбора и остальных процедур. Затем машина ставится на учет в ГИБДД.
Выданные ранее бумажные ПТС продолжают действовать.
Если закончилось место для очередной записи в документе или он потерян, гражданин может обратиться в ГИБДД за дубликатом. Если же автовладелец намерен перейти на электронный паспорт, он должен обратиться к оператору техосмотра или в лабораторию. Соответствующим правом наделены около 50 организаций, максимальный тариф, утвержденный правительством, составляет 600 руб. Процесс покупки машины с электронным ПТС будет чуть проще: новый владелец получает на руки одним документом меньше. В отличие от бумажного паспорта в электронном не будет данных об автовладельце (если только владелец машины не пожелает их туда внести сам).
ПТС введены в действие с 1993 года. В 2014 году власти России, Белоруссии и Казахстана начали подготовку к переходу на электронные документы. В частности, было создано АО «Электронный паспорт», входящее в ГК «Ростех». В 2018 году Госавтоинспекция разрешила регистрировать машины с ЭПТС. Первоначально переход на обязательные электронные паспорта был запланирован на ноябрь 2019 года. Но по требованию Белоруссии срок был отложен еще на год, при этом российские производители уже начали выдавать ЭПТС. По решению коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 октября, переход на ЭПТС в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении вновь отложен до 31 марта 2021 года. Сейчас в РФ оформлено более 1,4 млн электронных паспортов на автомобили, 1,1 млн машин уже стоят на учете в ГИБДД.
«К запуску системы все готовились давно,— говорит вице-президент Российской ассоциации автодилеров Алексей Подщеколдин.— Бывают, конечно, локальные сбои, но большая часть автодилеров в регионах готова». За год удалось устранить большое количество ошибок в системе, она стала работать стабильнее, говорит гендиректор компании «Услугиавто» (испытательная лаборатория) Юрий Пархоменко. При этом, продолжает он, переход на обязательное оформление ЭПТС может создать проблемы для жителей Дальнего Востока, где граждане традиционно ввозят автомобили из Японии. «Лабораторий, аккредитованных для оформления ЭПТС, пока мало, каждый паспорт оформляется вручную. У нас эксперт оформляет максимум пять паспортов в день,— поясняет господин Пархоменко.— На Дальнем Востоке ввозят много машин, система там просто захлебнется, будет коллапс».
«Сложностей не вижу. Если раньше были какие-то подделки в ПТС, меняли даты выпуска, то сейчас это будет невозможно. Будет более удобно и более цивилизованно для всех»,— считает гендиректор ООО «Веросса» (занимается ввозом автомобилей) Дмитрий Пенязь. Во Владивостоке, по словам управляющего директора «Электронного паспорта» Бориса Ионова, действует девять лабораторий, на выдачу одного паспорта уходит 10–15 минут, на полное оформление документов на машину (включая таможенные процедуры) — один день. В ГИБДД также не ожидают каких-то проблем.
Нужно увеличивать число лабораторий, говорит Юрий Пархоменко, но процедура их аккредитации в Минпромторге занимает три месяца и ее нужно упрощать. «При этом нужно не допустить попадания на рынок компаний, которые будут выпускать в обращение криминальные автомобили,— подчеркивает эксперт.— ФТС и МВД при выдаче ПТС раньше за этим смотрели».
Машины с электронным ПТС будет сложнее продать на вторичном рынке, они пока отпугивают многих покупателей, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«В электронный ПТС не заглянешь, как в бумажный, при осмотре машины,— говорит он.— Как пробить количество владельцев и прочую информацию? Обращаться в МФЦ или в ГИБДД? Зачем эти проблемы, если рядом есть машины с "живыми" ПТС?» «На вторичном рынке на автомобили с ЭПТС смотрят пока с опаской, и это понятно,— подтверждает Алексей Подщеколдин.— Подержанные автомобили покупают люди с небольшим доходом, часто из провинции. Кто-то приезжает, видит машину с электронным паспортом, это вызывает недоумение. Но со временем произойдет привыкание к этой технологии».