Бульдозеры встают на гусеницы
Выпуск дорожной техники в РФ перешел к росту
Российские производители дорожно-строительной техники увеличили производство в третьем квартале, что позволило им выйти в плюс по итогам девяти месяцев после падения на 8% в январе—июне. Привлекательность российской техники для потребителей выросла за счет девальвации, которая увеличила стоимость импортных конкурентов. В результате по итогам года, по ожиданиям машиностроителей, отечественный сегмент покажет рост на 10% на фоне снижения рынка в целом.
В январе—сентябре выпуск российских заводов дорожно-строительного машиностроения вырос на 0,5%, до 30 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Это значительно лучше результата первого полугодия, когда выпуск падал на 8%. Отгрузки ДСТ на внутренний рынок за девять месяцев увеличились на 6,5%, до 28,6 млрд руб., тогда как за первое полугодие продажи выросли на 6%, до 17,5 млрд руб. Невысокий темп прироста отгрузок в третьем квартале связан с переносом сроков проведения тендеров по госзакупкам, пояснили “Ъ” в «Росспецмаше», что сдвинуло часть отгрузок техники на четвертый квартал.
Продажи отечественных машиностроителей показали динамику лучше, чем отражено в статистике Ассоциации европейского бизнеса, которая охватывает 80% рынка и включает в том числе данные импортеров. Так, по информации АЕБ, российский рынок ДСТ и спецтехники за девять месяцев упал на 2,4%, до 8,9 тыс. машин, против снижения на 5% в первом полугодии.
На динамику во втором и третьем кварталах повлиял фактор отложенного спроса после отмены ограничений из-за коронавируса на жилищное и социальное строительство, отмечают в «Росспецмаше», а также запуск программы льготного лизинга спецтехники.
В количественном выражении за девять месяцев традиционно российские производители увеличили продажи кранов-манипуляторов (на 43%), гусеничных экскаваторов (на 30%), катков (на 26%), бульдозеров (на 7%) и автокранов (на 3%). Падение отгрузок зафиксировано в сегменте экскаваторов-погрузчиков — на 27%, автогрейдеров — на 18%, мини-погрузчиков — на 17%.
Российские машиностроители оптимистичны и ожидают роста продаж ДСТ на 10% по итогам года. При этом они отмечают негативный эффект коронавируса на платежеспособный спрос, а также рост стоимости металла на внутреннем рынке и цен на импортные компоненты из-за девальвации рубля. Для нивелирования этого влияния на рынок в «Росспецмаше», в частности, предлагают запустить программу прямых скидок на технику.
С этим согласны и в Объединенной машиностроительной группе (ОМГ). Отгрузки строительно-дорожной и коммунальной техники по компаниям, находящимся под управлением ОМГ (ЗАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ЗАО «Тверской экскаватор, АО «Эксмаш»), за девять месяцев снизились на 51% в денежном выражении, говорят в компании. Это связано не только с пандемией, но и с отсутствием механизмов стимулирования спроса, подчеркивают в ОМГ, настаивая на необходимости запуска программы скидок на технику для конечного потребителя в размере 10–15% по аналогии с программой, действующей для сельхозтехники.
В Минпромторге при этом куда более оптимистичны: по их данным, которые включают часть заводов, отсутствующих в статистике «Росспецмаша», продажи ведущих производителей ДСТ выросли на 9,5%, до 29,17 млрд руб., выпуск — на 4%, до 30,48 млрд руб.
Такому результату способствовал как отложенный спрос, так и запуск льготного лизинга, «который позволил стимулировать восстановление доли отечественной продукции на рынке РФ». Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что ослабление рубля повысило конкурентоспособность российской ДСТ. По его оценке, падение всего рынка по итогам года останется в пределах 5%.