Вычитательная работа
Снижение числа педагогов может сказаться на качестве образования
В странах СНГ год от года снижается количество учителей, в то время как школьников становится все больше. Это, указывают аналитики Skyeng, может привести к снижению качества образования. Так, в 2019 году в России на 1 тыс. школьников приходилось 80 учителей, а к 2023 году их станет 78. Самый большой ежегодный прирост учеников — в Казахстане, а больше всего школ закрывается на Украине.
Исследователи Skyeng проанализировали открытые статистические данные и сделали на основании трендовых показателей прогноз до 2023 года, чтобы выявить соотношение учеников и учителей в странах СНГ. В исследовании говорится, что в этих странах ежегодно уменьшается количество школ. Больше всего школ закрывается на Украине — 3,2% каждый год, затем идет Белоруссия — 1,7%. Далее Россия — 1,3%, и на последнем месте Казахстан — 0,7%. На этом фоне количество школьников увеличивается — в среднем в каждой стране их становится больше на 1–2%.
Уменьшение количества школ приводит к увеличению количества школьников на одну школу, что часто вызывает снижение качества образования, говорят в Skyeng.
Так, в России средний прирост школьников на одну школу составляет 1,9% в год, на Украине — 5,6%, в Казахстане — 4,0%, в Белоруссии — 3,3%. При этом прирост учителей сохраняется только в России, но всего на 0,3% в год. На Украине количество учителей с каждым годом уменьшается на 0,2%, в Белоруссии — на 0,3%, а в Казахстане — на 2,1%.
«Данные о том, сколько учителей приходится на 1 тыс. школьников, говорят о размере класса, о привлекательности профессии учителя и о том, насколько качественно учитель сможет доносить информацию до каждого ученика,— говорят исследователи.— В каждой стране эта ситуация ухудшается. Но в России соотношение хуже всего, и остальные страны приближаются по цифрам к нам».
В 2019 году в России на 1 тыс. школьников приходилось 80 учителей, а к 2023 году их станет 78.
На Украине в 2019 году на 1 тыс. школьников было 106 учителей, а к 2023 году станет 96. В Казахстане на 1 тыс. школьников в 2019 году было 88 учителей, а к 2023 году станет 82. В Белоруссии в 2019 году было 113 учителей на 1 тыс. учеников, а к 2023 году станет 105.
По данным Института образования НИУ ВШЭ, чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков. Руководители учебных заведений поручают вести эти предметы другим преподавателям, поэтому ставки формально закрыты. Такое положение, говорят в ВШЭ, может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации. С чем именно связана тенденция к сокращению числа учителей, в Skyeng не исследовали, однако аналитик рынка компании Дмитрий Чехин предположил, что основной причиной являются низкие и неиндексируемые зарплаты при постоянно растущей нагрузке: «Это приводит к тому, что действующие педагоги либо уходят из школ, либо меняют профессию, а будущие учителя, то есть сегодняшние студенты педвузов, не идут работать по специальности».
«Количество учеников по сравнению с числом учителей в России действительно выросло,— признает директор Института развития образования Ирина Абанкина.— На протяжении последних 25 лет в России случились две демографические волны: до 2004 года число учащихся росло, вслед за этим в школы брали дополнительных учителей. Но потом снова пошел спад числа учеников. Если в 2005 году у нас было 22,5 млн школьников, то к 2010 году осталось всего 13,5 млн на 1,5 млн учителей. С 2010 года стала разрабатываться стратегия оптимизации бюджетных расходов, соотношение предполагалось довести до уровня 1 учитель на 12 учеников, до этого было 9,6». Сейчас, по словам госпожи Абанкиной, демографический тренд снова позитивный и на 17,2 млн школьников приходится 1,2 млн учителей (14,3 школьника на одного учителя). Впрочем, госпожа Абанкина поясняет, что качество школьного образования зависит не столько от соотношения числа учеников и учителей, сколько от распределения нагрузки, оплаты труда и самих образовательных технологий: «Функции учителей во всем мире меняются, они становятся руководителями исследовательских практик, проектов, которые школьники делают самостоятельно и в командах. У нас же пока превалирует классно-урочная система с фронтальным методом преподавания и опроса, и нам достаточно сложно менять эти технологии». По ее мнению, школьное образование в России в первую очередь нуждается в «новых правилах нормирования труда и принципов его оплаты, в том числе возвращении базовых окладов».