Госзаказ украсят прозрачностью и самоконтролем
Единственных поставщиков и всех заказчиков проверят электроникой
Федеральное казначейство рассчитывает увеличить прозрачность данных о госзаказе переводом госконтрактов с единственным поставщиком и дополнительных соглашений в электронный вид. Это финализирует работу Минфина по унификации регулирования избавленных от конкуренции крупных госконтрактов и даст контролерам госзаказа недостающие данные для оценки эффективности госрасходов. Также в госзаказе будет реализован риск-ориентированный подход. Чтобы не нагружать бизнес избыточным контролем, механизм предупреждения рисков на базе Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок будет ориентирован на госзаказчиков. Система будет сообщать им и контролерам о возможных завышениях цен и других нарушениях.
Федеральное казначейство намерено перевести учет контрактов с единственным поставщиком и «бумажных» дополнительных соглашений к госконтрактам в цифровую форму — это необходимо для их отражения в ЕИС так же, как это реализовано для контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур. Идея финализирует работу Минфина по ужесточению контроля контрактов, заключаемых без торгов: ранее ведомство регламентировало закрытый перечень оснований для их заключения и унифицировало процедуру (см. “Ъ” от 29 января 2018 года), а в 2020 году добилось ее ужесточения — так, с июля 2021 года такие предложения должны сопровождаться экспертным заключением с оценками Минфина, Минэкономики и ФАС.
Как сообщила замглавы казначейства Анна Катамадзе главе Минфина Антону Силуанову на презентации работы ЕИС в пятницу, закупки у единственного поставщика (изначально неконкурентные закупки по решению президента, правительства, региональных властей и т. п.) и заключенные на бумаге дополнительные соглашения к госконтрактам, зачастую меняющие стоимость и существенные условия таких договоров, наиболее проблемны с точки зрения прозрачности. Сейчас данные о «бумажных» договорах заказчик вносит в ЕИС вручную и зачастую не отражает детали о ходе исполнения и оплате, обязательные к раскрытию для всего остального сектора госзаказа.
Для повышения прозрачности в сегменте казначейство предлагает перевести заключение отдельных контрактов с единственными поставщиками и допсоглашений в ЕИС в форму структурированных электронных документов.
Речь идет не об отказе от самих закупок у единственных поставщиков, но о доступе к их анализу для повышения эффективности — это объясняется как зачастую монопольным положением единственных поставщиков (например, ресурсов ЖКХ в ряде регионов), так и наличием неценовых (политических, репутационных или временных) рисков при срыве исполнения конкретных госконтрактов (например, в случаях международных мероприятий или особо важного с точки зрения государства строительства). Ранее, отметим, эксперты также указывали на необходимость расширения контрактации с единственными поставщиками, чтобы избавить их от симуляции конкуренции, а бюджет — от расходов на ее организацию (см. “Ъ” от 22 апреля).
Меры цифровизации данных о расходах по крупным контрактам обусловлены и бюджетной консолидацией, вызванной последствиями коронакризиса. Однако при усилении контроля над расходами Минфину необходимо выполнять и требования Белого дома по снижению контрольно-надзорной нагрузки на бизнес. Поэтому систему риск-мониторинга госзакупок (она станет частью функционала ЕИС) казначейство ориентирует не на поставщиков, а на государственных и муниципальных заказчиков. В задачах системы — предупреждать ответственных за размещение госзаказа чиновников о рисках завышения цен и прочих процедурных нарушениях. «Одна из основных задач системы ЕИС — помочь заказчику избежать нарушений. Для этого разрабатываются интерактивные панели с аналитикой для каждого заказчика по его закупкам. Это позволит заранее видеть свои риски»,— сообщил “Ъ” глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, казначейство готовит предложения по обеспечению доступа к аналитической информации ЕИС как контрольных органов, так и заказчиков. «Контрольно-надзорную деятельность необходимо осуществлять не постфактум, а на упреждение — на базе аналитики ЕИС. Огромную аналитическую базу ЕИС следует включить в работу органов контроля, чтобы снизить риски и предотвращать закупки по завышенным ценам»,— добавил министр.