Дата

85 лет назад «Огонек» представлял читателям нового героя — Умку

85 лет назад «Огонек» представлял читателям нового героя — Умку. Правда, тогда это был не трогательный медвежонок, а зверолов, прозванный Белым медведем, «полудикарь, один из тех чукчей, которые опьянены жрецами-шаманами и спиртом, ввозимым на крайнюю северо-восточную часть азиатского материка иностранными скупщиками мехов». Спектакль «Умка — Белый медведь» по пьесе Ильи Сельвинского шел в «Театре Революции» (ныне Театр им. В.В. Маяковского), а «Огонек» откликнулся на премьеру восторженной рецензией. «Поэт Илья Сельвинский развернул перед зрителем суровую тундру севера,— писал "Огонек".— За полярным кругом идет борьба между старым и новым, между мертвым и живым». Главный герой Умка «смутно знает о революции, раскрепостившей бедняков там, в стране, где он никогда не был, но он носит на груди портрет Ленина».

«Огонек» представлял читателям нового героя — Умку. Правда, тогда это был не трогательный медвежонок, а зверолов, прозванный Белым медведем

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Илья Сельвинский, видимо, тоже смутно представлял реалии в «тундре севера», но полету творческой фантазии это не мешало, он создавал свой «суровый край». Так, новый мир в жизнь Умки приносит партработник Кавалеридзе, присланный из солнечной Абхазии. «Центральный эпизод пьесы — столкновение старого и нового в сознании Умки, когда он предъявляет по обычаю чукчей требование к Кавалеридзе о временной мене женами,— писал "Огонек".— Но Умка встречает резкий отпор со стороны Кавалеридзе, объясняющего ему, что это — дикий обычай». Политически подкованный автор вводит в сюжетную ткань даже намеки на тему вредительства, что особо отмечает в рецензии «Огонек». «Умке» вся эта дичь пошла на пользу: аншлаги сопровождали каждое представление и после премьеры. Правда, уже через два года пьеса была запрещена политбюро ЦК ВКП(б) по требованию местной общественности. Не оценила, видимо, эта общественность полет фантазии автора.

Вся лента