«Александр Лукашенко объявил настоящую партизанскую войну»
Михаил Гуревич — об усилении народных дружин в Белоруссии
Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил сделать неформальной работу народных дружин. Также он обещал проработать возможность вооружить их. При этом он призвал привлекать в мобильные отряды бывших военнослужащих. По его словам, армия и ОМОН гарантируют безопасность страны, а дружинники должны обеспечить защиту своих домов. В подтверждение эффективности такой инициативы Лукашенко привел в пример Кыргызстан. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич — о том, к каким последствиям может привести анонсированный президентом Белоруссии шаг.
На минувшей неделе Александр Лукашенко окончательно устал бороться с недовольными привычными полицейскими способами и объявил своим гражданам настоящую войну, причем партизанскую. Для этого он провел очередную перетасовку в руководстве МВД и Совета безопасности, собрал всех высокопоставленных силовиков и заявил, что «дальше все, нам отступать некуда, и мы отступать не собираемся». А потом детально обрисовал, как это «все» будет выглядеть: в плен никого не брать, а если кто-то прикоснется к военнослужащему, то должен уйти как минимум «без рук».
Лишать белорусов конечностей, вероятно, предстоит так называемым народным дружинам. Сообщения о призыве в добровольческие, но оплачиваемые формирования появились в республиканской прессе еще пару недель назад, но поначалу речь шла о простых патрулях. Теперь же Лукашенко повелел мобилизовать туда бывших военных и выдать им оружие. По словам минского правителя, в своих действиях эти «летучие отряды» должны быть «менее формальны».
Видимо, ему так надоело отвечать на вопросы о людях в балаклавах на машинах без номеров, что было решено придать практике некое формальное обоснование. Действительно, картинка омоновцев, избивающих протестующих в частной квартире выглядит несколько не комильфо. А вот обычные мужики с оружием — совсем другое дело. Всегда можно сказать, что это возмущенные горожане-дружинники пришли к соседям и навели там порядок. А то, что кому-то руки переломали, так то бытовой инцидент.
Странно только, что в качестве примера Лукашенко привел каких-то киргизских добровольцев, которые якобы усмиряли людей в ходе недавних событий в Бишкеке. Скорее вспоминается другой аналог: тонтон -макуты из Гаити. Те тоже были крайне неформальны и с 1958-го по 1986-й держали в страхе жителей латиноамериканской страны, обеспечивая власть Дювалье-старшего, а потом еще и младшего. Возможно, фантазии о подобной перспективе все еще остаются и у отца юного Коли Лукашенко. Не зря же он наряжает отпрыска в военную форму и, несмотря на несовершеннолетие, позволяет разгуливать с автоматом.
Вот только с реализацией затеи у Александра Григорьевича может возникнуть ряд проблем.
Если планируется не просто карнавал по переодеванию в штатское отправленных в отпуск силовиков, то непонятно, где найти достаточное количество бывших военных, готовых по доброй воле воевать за режим.
К тому же неизвестно, как поведут себя привлеченные отставники: не перейдут ли они на сторону протестующих. Да и в целом белорусы — не гаитянцы, готовность сопротивляться насилию они демонстрируют уже четвертый месяц.
Как началась «общенациональная забастовка» в Белоруссии
Зато анонсированный шаг вполне способен привести к полномасштабной гражданской войне с появлением подобных отрядов и на бело-красно-белой стороне. А это будет уже другая, совсем не мирная реальность, в которой, как показывает история постсоветского пространства, государство обычно терпит поражения, погребая под своими обломками не только экономику, но и властолюбивых правителей.