Стартапы идут в ритейл
Работы сколковских резидентов помогут технологическому развитию «Магнита»
Розничная сеть «Магнит» решила сделать рывок в инновационном развитии и открыла первый в своей истории акселератор MGNTech. Предполагается, что с его помощью сеть существенно снизит издержки и продвинется по пути цифровизации. Чтобы найти подходящие проекты, «Магнит» вступил в коллаборацию с фондом «Сколково». В итоге было отобрано десять стартапов, шесть из которых — резиденты «Сколково». Всего же в конкурсе на вхождение в акселератор участвовало 777 претендентов из 15 стран.
«Крупному бизнесу тяжело искать малые и средние инновационные компании: трудно в моменте обеспечить достаточно стартапов для выбора решений, а еще высоки риски получить сырой продукт или недостаточно ответственную команду,— комментирует Алексей Каленчук, директор по корпоративным акселерационным программам ИТ-кластера фонда “Сколково”.— Нивелировать такие риски можно одним способом — рассмотреть предложения нескольких сот лучших компаний, которые предлагают решения для конкретных задач, имеют внедрения и точно попадают под запрос корпоративного заказчика. В случае с “Магнитом” роль “Сколково” в том и заключалась, чтобы обеспечить такую критическую массу компаний. Мы выступали как технологический скаут, который может за один месяц найти и обработать более 700 заявок по 13 фокусным направлениям».
«“Магнит” проходит цифровую трансформацию, которая затрагивает все ключевые бизнес-процессы: операции, логистику, человеческие ресурсы, ИТ, маркетинг,— объясняет Флориан Янсен, вице-президент по цифровой трансформации сети “Магнит”.— Отсюда активный поиск и пилотное внедрение передовых технологий. Это и называется “акселератор”. Мы привлекли к сотрудничеству “Сколково”, потому что провести трансформацию подобного масштаба невозможно без партнерства с технологическими хабами, а “Сколково” — крупнейший хаб для технологических компаний в Восточной Европе. Для нас “Сколково” — стратегический партнер, который поможет нам за короткое время создать высокую концентрацию инновационных решений и помочь их внедрить».
Для обычного человека инновации в ритейле — это что-то вроде технологий, облегчающих процесс покупки, или, например, магазин без персонала. Но торговый зал — лишь вершина айсберга. Чтобы на полках всегда был нужный и свежий товар, огромные человеческие и финансовые ресурсы уходят у ритейлера на логистику, управление персоналом, прогнозирование и т. д.
Какие же инновации из «Сколково» больше всего заинтересовали «Магнит»? Например, EVA PRO — интеллектуальная система контроля давления в шинах, которая позволяет сократить затраты на эксплуатацию транспортных средств. Технология состоит из двух частей — материальной и айтишной, то есть на колеса крепятся датчики, которые собирают данные, а потом на их основе при помощи математической модели рассчитывается, как оптимизировать износ шин. «В зависимости от того, как сильно надуто или спущено колесо при определенной температуре и загрузке автомобиля, будет разный износ шин и разное потребление топлива,— говорит Алексей Каленчук.— По опыту заказчиков, которые уже используют эту систему, она позволяет экономить суммарно на шинах и топливе до 15%».
Или продукт компании BestPlace, который прогнозирует эффективность торговой точки на основе геоаналитики и дает рекомендации по оптимизации бизнеса. Например, он может подсказать, в каком месте открыть новый магазин и какие товары там продавать. «Сервис очень интересен ритейлеру для управления запасами и принятия решений по отгрузкам в конкретную точку»,— отмечает Алексей Каленчук.
Timebook — решение для автоматического планирования графиков смен персонала, биометрического учета рабочего времени, расчета зарплаты и управления внешним персоналом. Что этот сервис может дать «Магниту»? «Timebook, в частности, помогает управлять персоналом в высокий сезон — например, перед праздниками, когда поток посетителей растет, чтобы привлекать необходимое количество дополнительных кадров в моменты пиковых нагрузок»,— говорит Алексей Каленчук.
В магазинах «Магнит» будет испытана так называемая активная упаковка от «Лаборатории Био Зет» — различные упаковочные материалы с антибактериальным действием. «Пока это научная разработка, и на базе “Магнита” состоится первое промышленное внедрение. Тестовые линии в одном-двух магазинах покажут, насколько увеличивается срок хранения с такой упаковкой, какую выгоду можно получить и стоит ли развивать это направление дальше»,— подытоживает Алексей Каленчук.
Для компаний из «Сколково» сотрудничество с «Магнитом» — это возможность получить дополнительное финансирование, наладить или масштабировать производство. Но и «Магнит» тоже рассчитывает на хорошую продуктивность. «Цель внедрения — не просто “поиграть в инновации”, а достигнуть существенного для “Магнита” экономического эффекта, более миллиарда рублей»,— подчеркивает Флориан Янсен. И это вполне реально, уверен Алексей Каленчук: «“Магнит” — это 300 тыс. работников, а значит, любое минимальное улучшение в управлении персоналом нужно умножать на 300 тыс. Решения в области торговли умножаются на 21 тыс. магазинов. Даже контроль износа шин может дать значительную экономию, ведь собственный парк грузовиков у “Магнита” — 5 тыс. машин». Флориан Янсен ждет максимальной отдачи от проектов, которые развивают технологии в области новых материалов, предсказательных моделей, дополненной реальности и цифрового маркетинга.
Акселератор продлится примерно полгода, после чего с компаниями, предложившими наиболее эффективные технологии, будут заключены долгосрочные договоры. Алексей Каленчук считает, что таких компаний будет от трех до семи.