На московских водителей ставят нейросети
СМС за рулем и непристегнутый ремень переводят в режим автоматических штрафов
В столичной мэрии заявили о предстоящем запуске новых дорожных камер, способных распознать водителей, не пристегнутых ремнями безопасности и пользующихся во время движения телефонами, в том числе для отправки сообщений. Чиновники уверяют, что «безошибочно определять» руль, руки, ремень безопасности и телефоны на кадрах с камер научился софт на основе нейросетей и Big Data, прошедший полугодовую обкатку и сертификацию. Опрошенные “Ъ” эксперты не понимают, как водителям, например, доказывать случаи использования телефона в качестве навигатора.
О скором запуске дорожных камер, способных проконтролировать использование водителями ремней безопасности и телефона во время движения, сообщили в столичном департаменте транспорта. Снимки с комплексов фотовидеофиксации обработают с помощью софта на базе нейросетей и Big Data, сформировав доказательную базу для инспектора, рассказали чиновники. Тот, в свою очередь, выпишет штраф, который вышлют нарушителю по почте. С ним владелец получит фотографию крупным планом за рулем, лицо на ней будет размыто. В мэрии пояснили, что это нужно для защиты персональных данных (оригинал изображения сохранят в базе ГИБДД). При этом чиновники пригрозили, что штрафовать по-новому будут не только за разговоры по телефону, но за набор сообщений во время движения — «нахождение телефона в руках» водителя сочтут квалифицирующим признаком нарушения. В мэрии также заверили, что алгоритмы научились «безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности и прочее». Точной даты запуска новинки в столичном департаменте транспорта не называют, ограничиваясь информацией о восьми таких камерах, уже установленных в Москве, способных снимать со скоростью 25 кадров в секунду.
В России запрет на пользование телефоном за рулем без использования hands free введен в ПДД в 2001 году; с 2013 года действует штраф 1,5 тыс. руб. В 2018 году за нарушение было наказано 81,5 тыс. водителей, в 2019 году — более 84,8 тыс. Что касается ремней, с 2013 года за правонарушение водителей штрафуют на 1 тыс. руб. Отметим, в том же году УГИБДД Воронежской, Тамбовской областей и Татарстана начали высылать штрафы за непристегнутый ремень и езду без включенных габаритов на основе снимков с камер. Практика была запрещена ГИБДД РФ, поскольку приборы не были сертифицированы для выявления этих нарушений.
О том, что в ГИБДД планируют начать применять камеры с софтом на основе нейросетей в Москве, “Ъ” сообщал в марте 2020 года (см. “Ъ” от 23 марта). Заместитель начальника ГИБДД России Александр Быков тогда пояснял “Ъ”, что комплексы будут применяться в «тестовом режиме» после соответствующих испытаний. В столичном департаменте транспорта сообщили, что тестирование шло с февраля 2020 года и сейчас комплексы сертифицированы.
По данным “Ъ”, речь идет о новом приборе корпорации «Строй Инвест Проект» (разработчик камер «Стрелка», «Блокпост Стрелка», «Стрелка 360»).
Прибор испытывали Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) и столичное управление ГИБДД (штрафы не выносились). В «Строй Инвест Проекте» отказались от комментариев. В презентации столичного департамента транспорта в качестве иллюстрации новой камеры изображен комплекс, похожий на «Стрелку+» этого же производителя. У «Стрелки+» есть четыре инфракрасных прожектора и даже дворник-очиститель стекла камеры, похожий на автомобильный, а сам комплекс, говорится на сайте «Строй Инвест Проекта», способен фиксировать «широкий спектр нарушений ПДД». Впрочем, использование телефонов и ремней безопасности в этом списке не фигурирует.
В Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» заверили, что современные комплексы фотовидеофиксации обладают разрешением от 5 мегапикселей и выше. «Поэтому сделать четкий снимок человека, разговаривающего по телефону, не составит труда»,— рассудили там. Заместитель гендиректора «МВС груп» (оператор комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье) Михаил Родионов дал также понять, что современные приборы обладают «вычислительными блоками и собственно датчиками видеокамер», способными выявлять широкий диапазон нарушений. «Качество самих изображений достаточно высокое, но для фиксации телефона в руке водителя за рулем или непристегнутого ремня необходимо наличие нейросети на самом комплексе»,— сказал он.
Отметим, что ЦОДД с 2016 года по контракту арендует у «Строй Инвест Проекта» 100 камер за 650 млн руб. При этом в контракте оговаривается, например, возможность фиксации по ст. 12.36.1 КоАП (за нарушение правил пользования телефоном). В 2020 году производитель обращался в Росстандарт для утверждения новых камер в качестве «типа средства измерения». В Росстандарте “Ъ” подтвердили, что «Строй Инвест Проект» подавал в марте 2020 года заявки на проведение испытаний комплексов «Стрелка +» и «Стрелка-360» во Всероссийский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений. Этот институт, в свою очередь, испытывал комплексы на точность измерения времени и координат местоположения объектов, «диапазон измерений» расстояний до транспортных средств, их скорости и соответствующих погрешностей, добавили в ведомстве. По результатам работ приказом Росстандарта устройство «Стрелка +» было признано «Комплексом контроля дорожного движения«. «Характеристики контроля использования водителями транспортных средств ремней безопасности и мобильного телефона во время движения не являлось предметом испытаний»,— подчеркнули в Росстандарте. Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман говорит, что такие комплексы нельзя сертифицировать как прибор для «распознавания ремней и телефона». «Пока такого стандарта нет, сертифицировать оборудование по этим параметрам невозможно»,— поясняет он.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов не понимает, как водители будут доказывать свою правоту в случае использования телефонов в качестве навигаторов.
«Висит на стекле, нашел более быстрый маршрут, нажимаю кнопку — и мне приходит штраф. То есть радио я переключить могу, а телефон не могу»,— рассуждает господин Шкуматов. Он говорит, что в некоторых странах практика введения подобных штрафов привела к тому, что водители от телефонов не отказались, но стали прятать их от камер на коленях, «может получится обратный эффект — рост аварийности». В случае с ремнями Петр Шкуматов не понимает, как софт будет различать их в темноте или в случае если водитель одет в темную одежду. В столичном департаменте транспорта, впрочем, ситуацию с «темной объемной одеждой» нарушителя, его желание просто «почесать ухо» и другие «сомнения в виновности» обещали трактовать в пользу водителей. Однако Григорий Шухман считает проблемой саму фиксацию камерой «поведения людей внутри салона, а не перемещения транспортного средства». «Если скорость, нарушение разметки или проезд на красный свет с использованием транспортного средства можно отследить по видеозаписи, то составы с ремнем и телефоном очень трудно, а иногда и невозможно проверить»,— говорит эксперт, который считает, что комплексы «способны увидеть телефон, только если водитель будет его специально показывать на камеру». «Водители будут долго и мучительно доказывать, что были пристегнуты, а поскольку на фото видно плохо, а других доказательств нет, в обжаловании откажут»,— рассуждает Петр Шкуматов. При этом эксперт не исключает «ковровой бомбардировки» водителей подобными штрафами в ближайшее время, иронизируя, что помочь в их обжаловании сможет разве что видеорегистратор, направленный в салон своего же автомобиля.