«Армалит» дотянулся до востока
Петербургский завод поставит арматуру для строящегося на верфи «Звезда» плавучего дока
Машиностроительный завод «Армалит» заключил контракт на поставку арматуры с электроприводами для плавучего дока проекта 23380 для верфи «Звезда», которую возводит консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка на Дальнем Востоке. Стоимость работ составит около 600 млн рублей. Несмотря на то, что доля импорта китайской арматуры на гражданском рынке составляет около 70%, закупки у российских поставщиков стимулирует как законодательство, так и качество постпродажного сервиса, считают аналитики.
До конца 2022 года «Армалит» поставит для проекта 23380 несколько сотен изделий общей стоимостью более 600 млн рублей, сообщили “Ъ” на предприятии. Корпусная часть изделий и их внутренние элементы оснащены электроприводами, добавляют в «Армалите», называя это трендом по автоматизации кораблей.
«Значительный объем электроуправляемой арматуры в составе всего плавучего дока — это естественное развитие тренда на создание "электрифицированного" судна или корабля, предполагающего не только массовое применение электроуправляемых механизмов вместо ручного управления, но и максимальную автоматизацию. Это позволит организовать дистанционное управление трубопроводной арматурой: изменять положение "открыто" и "закрыто" одним специалистом из центрального поста, тем самым сократив численность экипажа»,— пояснили на заводе.
В 2018 году завод инвестировал более 700 млн рублей в новый цех для серийного выпуска дисковых затворов, электроприводов и систем управления. Мощность производства — до 1,5 тыс. изделий в год. Основную долю продаж АО «Армалит» составляет гособоронзаказ, к 2025 году предприятие планирует довести долю поставок для гражданского судостроения в структуре выручки до 20%, атомной промышленности — до 15%, общепромышленной арматуры — до 15%, при сохранении доли гособоронзаказа на уровне 50%.
Ранее сообщалось, что «Армалит» ведет переговоры с «Роснефтью» о поставке арматуры для атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» для ФГУП «Атомфлот», мелкосидящего ледокола проекта 22740 для ФГУП «Росморпорт», а также судов обеспечения Севморпути проектов 22430 и 22480 для «Газпрома» (см. “Ъ” от 02.08.2019). Вчера на предприятии отметили, что прямых закупок изделий для «Лидера» не предусмотрено. «Армалит», вероятно, будет участвовать в аукционах, которые планируется объявить до конца 2020 года.
АО «Армалит» — разработчик судовой трубопроводной арматуры в России. По данным «СПАРК-Интерфакс», согласно последнему публичному отчету компании, 66,75% акций принадлежит Олегу Волкову, 33,25% — генеральному директору Александру Кузнецову. Завод поставляет изделия Адмиралтейским верфям, ПО «Севмаш», ПСЗ «Янтарь», Северной верфи и другим крупным предприятия судостроительной отрасли. Выручка «Армалита» за 2019 год выросла на 6%, до 4 млрд рублей, чистая прибыль снизилась на 16%, до 565,6 млн рублей, по сравнению с показателями 2018 года. Ранее на предприятии прогнозировали рост выручки и чистой прибыли на уровне 10% в 2019 году.
Плавучий док проекта 23380 был заложен на дальневосточной «Звезде» в сентябре 2016 года. Разработчиком является ЦКБ «Рубин», заказчиком — Минобороны РФ. Док предназначен для обслуживания подводных лодок, в том числе ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Борей», а также надводных кораблей Тихоокеанского флота.
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что ключевыми конкурентами российских производителей трубопроводной арматуры являются китайские компании как из-за цены, так и в связи с тем, что российские верфи сократили (а для военных заказов вообще прекратили) закупки в Европе. Постановление правительства РФ № 719 стимулирует ускорение импортозамещения, а основным фактором роста для российских поставщиков является улучшение постпродажного сервиса, по которому они уступают европейским конкурентам, хотя зачастую уже опережают китайские компании, считает эксперт.