Траулеры берут курс на квоты
Рыбопромышленным компаниям облегчат судостроение
Как стало известно “Ъ”, на фоне сложностей, с которыми столкнулись верфи при строительстве промысловых судов по программе инвестиционных квот, Минпромторг предложил смягчить требования к рыбопромышленным компаниям. Они смогут претендовать на получение квоты на вылов на следующий год, даже если судно еще не сдано, а только находится в высокой степени готовности. Кроме того, инвесторам не придется для таких судов поддерживать банковскую гарантию. В отрасли инициативы поддерживают, указывая на высокие расходы на финансовое обеспечение, а также возможные простои уже готовых судов.
Минпромторг предложил внести изменения в документы, регламентирующие распределение инвестквот на вылов, чтобы помочь рыбопромысловым компаниям, столкнувшимся с задержками в строительстве судов. Сейчас, если судно не сдано до 1 октября, компания не может претендовать по получение квоты на вылов на следующий год.
Минпромторг, как рассказывают источники “Ъ”, предлагает резервировать квоты по обращению инвесторов, если они могут представить заключение Минпромторга о том, что на 1 сентября техническая готовность судна превысила 90% и началось выполнение пусконаладочных работ.
Компания сможет получить квоту только после регистрации судна и ввода его в эксплуатацию.
Также министерство предлагает снять с компаний обязательство сохранять банковскую гарантию, если техническая готовность судна достигла 80% и закрыто 70% построечных удостоверений. Сейчас банковская гарантия должна обслуживаться еще два года после сдачи судна в эксплуатацию. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) ранее выступала за отмену финансового обеспечения по инвестпроектам, профинансированным более чем наполовину (см. “Ъ” от 6 августа), а также предлагала выдать бизнесу 50% инвестквот авансом (см. “Ъ” от 5 июня).
Обновление. После выхода публикации в Минпромторге “Ъ” подтвердили, что вышли с соответствующими предложениями к Минсельхозу. «Министерство готово рассмотреть изменения, на текущую дату материалы, направленные в установленном порядке, в адрес Минпромторга не поступали»,— заключили там.
В Росрыболовстве “Ъ” сообщили, что им известно о предложениях Минпромторга.
Сейчас идет работа по согласованию предлагаемой процентной готовности судна, с учетом которой нагрузка на инвестора может снизиться.
Это позволит избежать ситуации, при которой может быть не выполнено требование по срокам реализации инвестпроекта для получения квоты на следующий год, и, как следствие, снизить вероятность простоя новых производственных мощностей, заключили в агентстве.
Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников отмечает, что предложения Минпромторга снизят расходы компаний по банковским гарантиям, хотя и не решат проблему срыва сроков строительства судов. Процент готовности, на который предлагает ориентироваться Минпромторг, очень высокий, и вероятность, что судно не будет построено, крайне мала, поясняет он. По этой же причине и предлагается резервировать квоту, что правильно, добавляет господин Сенников. Теперь компании смогут зарезервировать квоту, доделать все необходимые работы, а после получения заключения сразу приступать к работе, заключает Сергей Сенников.
Аналогичные доводы в поддержку предложений приводит и президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает РРПК Глеба Франка) Алексей Осинцев. Он также подчеркивает, что предложения Минпромторга не изменяют сам принцип распределения инвестиционных квот, так как оно «происходит только после подтверждения соответствия построенного судна установленным и заявленным требованиям по результатам контрольной проверки министерства».
Но источник “Ъ” в отрасли к данной инициативе относится скептически: предлагается непрозрачный механизм, который будет зависеть от личного суждения, так как четко определить, на сколько именно процентов построено судно, невозможно.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет меры «своевременными» для снижения финансовой нагрузки на рыбаков. Серьезных проблем с оценкой уровня строительной готовности возникнуть не должно: верфи заинтересованы в том, чтобы заказчики не несли дополнительных издержек — это станет аргументом в пользу отказа от санкций за нарушение сроков строительства, считает он.