Убийцу лишили права на выход
Пожизненный приговор Михаилу Туватину вступил в силу
Апелляционная инстанция не нашла оснований для изменения приговора 36летнему саратовцу Михаилу Туватину, который был осужден за насильственные действия сексуального характера и убийство девятилетней Елизаветы. Преступление в отношении школьницы было совершено в октябре прошлого года, в июле этого дело дошло до суда. На протяжении судебного процесса подсудимый неоднократно менял показания по предъявленной ему статье о сексуальном насилии. А семья погибшей опасалась, что пожизненный срок может быть отменен. Эксперты надеются, что неоднократно судимому Туватину не удастся выйти на свободу.
Приговор в отношении убийцы девятилетней саратовской школьницы Елизаветы Михаила Туватина вступил в законную силу. Туватин и его защита пытались обжаловать пожизненный срок за убийство несовершеннолетней и совершение в отношении нее насильственных действий сексуального характера (п. «в», «к» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ), однако судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Роман Нестерук не нашел оснований для его отмены.
Как сообщал „Ъ“, приговор 36летнему Туватину был вынесен Саратовским областным судом 24 августа. Судья Светлана Гоголева назначила ему наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима. Оглашение проходило в закрытом режиме из-за действующих в регионе ограничительных мер, вызванных угрозой распространения коронавируса. В зал пустили только участников процесса.
Убийство было совершено утром 9 октября 2019 года. Девятилетняя Елизавета шла в школу № 73 через территорию гаражного массива, расположенного на Высокой улице (микрорайон СХИ), когда ее заметил находящийся в одном из заброшенных боксов Туватин. Он приблизился к девочке, схватил за шею и затащил в гараж, где повалил на пол и, как признал суд, совершил «действия сексуального характера». Девочка кричала, звала на помощь, пыталась вырваться. Испугавшись, что крик ребенка привлечет внимание, Туватин начал душить девочку металлическим проводом, пока та не перестала подавать признаки жизни. Убив ребенка, злоумышленник занес тело в один из соседних гаражей, опустил его в погреб и скрылся.
Об исчезновении третьеклассницы стало известно в середине того же дня — она не появилась на уроках. На поиски Елизаветы вышли более 2 тыс. человек — сотрудники оперативных служб, волонтеры отряда «Лиза Алерт Саратов», местные жители. Михаил Туватин был задержан у себя дома. Ранее Туватин был несколько раз судим, дважды — за изнасилования. Он сознался в убийстве и показал, где находилось тело убитого ребенка.
Изначально преступник заявил следователям, что убил ребенка, так как она увидела его в чужом гараже и он подумал, что она расскажет об этом взрослым. Обвинение было предъявлено только в убийстве малолетнего (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ), однако в июне этого года стало известно о возбуждении второго уголовного дела и предъявлении обвинения в новой редакции.
Все судебное разбирательство длилось месяц, материалы поступили в суд 16 июля. Суд проходил в закрытом режиме. Во время разбирательства обвиняемый несколько раз менял свою позицию, то признаваясь в содеянном, то отрицая вину в сексуальном насилии над девочкой.
Во время прений государственное обвинение попросило назначить подсудимому 19 лет колонии по статье «Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего» и пожизненный срок за убийство. По совокупности преступлений прокурор попросил приговорить Туватина к пожизненному заключению. Эту позицию поддержала потерпевшая сторона.
Адвокат семьи погибшей девочки Александра Бакшеева считает, что «другого решения апелляционной инстанции по этому делу быть не могло». «Этот человек был неоднократно судим. Он не подлежит исправлению — его биография является ярким тому подтверждением,— уточнила госпожа Бакшеева.— Семья потерпевшей переживала до вступления приговора в силу, но сейчас, я думаю, им не о чем беспокоиться. Подсудимый и его защита могут обжаловать решение в кассационной инстанции, но я не вижу перспектив».
Адвокат Туватина Ксения Померанцева отказалась комментировать дело еще на этапе передачи его в суд.
Саратовский адвокат Станислав Зайцев считает, что шанс на изменение приговора был бы в том случае, если бы у суда возникли сомнения в виновности Туватина. «Но здесь все настолько ясно и понятно, даже исходя из того, что дело рассматривалось в закрытом режиме… Если бы приговор был отменен, это было бы кощунством. Место Туватина там, где он и находится. И дай бог, чтобы он не вышел никогда»,— отметил адвокат.