Законы прошли чтение письмом
Липецкий депутат добивается роспуска облсовета из-за голосования по электронной почте
Депутат липецкого облсовета Олег Хомутинников через суд добивается отмены голосования по электронной почте, на которое парламент перешел весной из-за коронавируса. Он уверен, что при таком формате работы совет не может проводить полноценных заседаний и должен быть распущен. В самой облдуме меру считают законной и оправданной в условиях пандемии. По мнению эксперта, сама постановка этого вопроса депутатом правомерна, но с учетом политической и эпидемиологической ситуации его требования едва ли будут удовлетворены.
Внефракционный депутат липецкого областного совета Олег Хомутинников (координатор местного отделения «Открытой России») обратился в облсуд с требованием установить факт того, что областной парламент более трех месяцев не проводил заседаний (копия иска есть у “Ъ”). С апреля депутаты принимают законы голосованием по электронной почте. Эту меру в облсовете объясняют угрозой коронавируса. Господин Хомутинников уверен, что заочный формат не соответствует понятию «заседания».
Последний раз совет собирался на очную сессию в конце марта. Тогда депутаты одобрили поправки к своему регламенту, по которым при возникновении чрезвычайной ситуации или ее угрозы порядок работы устанавливает председатель.
С тех пор по решению спикера Павла Путилина депутатам на почту рассылают проекты законов вместе с листом для голосования, а они в ответ присылают заполненный документ в формате Word.
При желании депутаты могут письменно высказать замечания, предложения и вопросы. С начала апреля облсовет провел уже 12 таких сессий.
По мнению Олега Хомутинникова, голосование по электронной почте нельзя считать полноценным заседанием: «Сессия должна проходить открыто, за исключением случаев, когда затрагивается государственная или иная тайна. Я согласен, что теоретически мы можем работать по видеосвязи, но электронная почта — это полная профанация законотворческой деятельности. Давайте еще в WhatsApp переписываться». Проекты законов депутаты получают по ссылке на файлообменник TransFiles. Господин Хомутинников утверждает, что количество загрузок накануне сессии не превышает 10–15, при этом голосуют более 50 человек. «Они или не читают документы, или в парламенте просто голосуют за них»,— делает вывод депутат.
Если облсуд признает, что голосование по почте нельзя считать заседанием, то губернатор Игорь Артамонов получит право распустить облсовет.
Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» (ч. 2.1 ст. 9), это право появляется у главы региона в том случае, если решением суда установлено, что законодательный орган не проводил заседаний в течение трех месяцев подряд. Олег Хомутинников предполагает, что господин Артамонов распускать облсовет не захочет, однако депутат готов добиваться такого решения в судебном порядке.
Липецкий губернатор Игорь Артамонов рассказал “Ъ” о клещах, статистике и своих политических взглядах
В липецком облсовете “Ъ” пояснили, что решение о проведении заочного голосования соответствует федеральному законодательству: «Есть положительное заключение региональной прокуратуры и правового управления администрации». По словам спикера Путилина, коронавирусом уже переболели более десяти депутатов, поэтому предосторожность является оправданной. А открытость заседаний обеспечивают публикации законопроектов и выступлений в официальной газете, подчеркнул он.
Весной на дистанционный формат работы перешли многие региональные парламенты.
Конференц-связь используют, например, в законодательных собраниях Приморья, Пермского края, Челябинской, Ростовской, Курской и Тамбовской областей. В Татарстане и Омской области заседания проводятся очно, однако комитеты собираются при помощи Zoom. В Краснодарском крае треть депутатов голосует очно, остальные — по видеосвязи. В Свердловской области депутатов рассаживают в разных залах и устанавливают между ними видеосвязь. При этом везде оппозиция считает такие меры оправданными.
Так же настроены оппозиционеры и в Мосгордуме, которая с начала осенней сессии провела уже два дистанционных заседания. Лидер фракции «Яблоко» Максим Круглов пояснил “Ъ”, что вопрос легитимности дистанционных пленарок и принятых там решений фракция не изучала, но выступала против такого формата. «Но сейчас эпидемиологическая ситуация такова, что мы не будем возражать. При улучшении будем требовать изменения формата»,— добавил депутат.
Федеральный парламент с весны тоже начал внедрять дистанционные формы работы, но к пленарным заседаниям это не относится.
Как пояснял еще в апреле “Ъ” первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев, «статус депутата предполагает личное участие и личное голосование». А источник “Ъ” в аппарате Думы подчеркивал, что иные способы голосования могут поставить под сомнение легитимность принимаемых законов.
Впрочем, член комитета Думы по законодательству Сергей Иванов напоминает, что до седьмого созыва депутаты имели возможность голосовать по доверенности и тогда легитимность такой формы голосования не вызывала вопросов. По его мнению, нет разницы в том, голосует депутат в зале заседаний или, например, в регионе, главное — чтобы это делал он лично, а не его помощник и чтобы у него была возможность видеть и слышать коллег, чтобы это считалось заседанием. По сути, заседания в режиме видеоконференции могут заменить очные заседания, полагает господин Иванов. Что же касается работы региональных парламентов, то они «сами определяют свои регламенты», напомнил “Ъ” председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников: «Это их компетенция. Надеюсь, что там они все делают по правилам».
Как полагает президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов, Липецкий облсуд может найти технические огрехи в голосовании по электронной почте, например в части идентификации депутатов, но сам порядок едва ли будет подвергнут сомнению: «Ситуация с коронавирусом требует дистанционной работы, эта практика вводится повсеместно». По мнению эксперта, также на суд будет влиять политический фактор. «Если заседаний не было, то незаконными становятся и все решения, которые успел принять облсовет. Никто не станет раскачивать лодку»,— уверен господин Смирнов. При этом он отмечает важность постановки таких вопросов, поскольку они способствуют улучшению законодательной базы о дистанционной работе заксобраний.