АвтоВАЗ показал лучший октябрь с 2014 года
Компания нарастила продажи благодаря наличию доступных машин
АвтоВАЗ в октябре нарастил продажи на 22% к низкой базе прошлого года, показав лучший с 2014 года месячный результат. Сейчас конвейер завода работает в том числе и по субботам: концерн единственный в легковом сегменте поставляет автомобили в рамках госзаказа и одновременно решает проблему с дефицитом машин у дилеров. В автосалонах говорят, что в целом по рынку спрос значительно не увеличился, но хорошую динамику показывают марки, решившие проблемы с доступностью машин. Полной статистики по рынку за октябрь пока нет, но такой результат АвтоВАЗа как крупнейшего игрока рынка, вероятно, вытянет его в ощутимый плюс. По словам источников “Ъ”, речь может идти о росте на 8%.
АвтоВАЗ в октябре увеличил продажи машин на 22,5%, до 37 тыс. штук. В компании отмечают, что это абсолютный рекорд по количеству проданных автомобилей в месяц за период, начиная с октября 2014 года, когда было продано 37,8 тыс. штук.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что именно тогда в 2014 году курс пошел вверх, что спровоцировало всплеск спроса: в этом году на фоне девальвации, по сути, ситуация повторяется.
Бестселлером марки остается Lada Granta, продажи которой выросли на 8,9%, до 12,8 тыс. автомобилей. Далее идет Lada Vesta — рост на 42,9%, до 11,9 тыс. штук. Замыкают тройку пассажирские и коммерческие версии Lada Largus, реализация которых увеличилась на 2%, до 4,8 тыс. машин.
В АвтоВАЗе отмечают влияние господдержки и собственных программ поддержки спроса на результаты.
Кроме того, в октябре концерн представил Vesta Cross седан и SW в новой специальной серии Black, что «крайне позитивно отразилось на продажах этого семейства», говорит исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Оливье Морне. В конце месяца, вслед за моделями Vesta, стартовали продажи XRAY Cross и 4х4 в исполнении Black.
Ассоциация европейского бизнеса пока не подводила полные итоги продаж автомобилей в РФ в октябре. По словам собеседника Ъ, предварительно в статистике будет отражен рост рынка примерно на 8%.
Из концернов пока отчитался «Соллерс Форд» — о росте продаж легкого коммерческого Ford Transit на 57%, до 1,6 тыс. машин. При этом Hyundai, который традиционно занимает третье место по продажам машин в РФ, в октябре снизил реализацию на 2,5%, до 15,4 тыс. машин.
В октябре прошлого года продажи машин в РФ снизились на 5,2%, до 152,1 тыс. машин. К тому моменту рынок падал уже седьмой месяц подряд, но именно в октябре тренд сильно ухудшился в отсутствие каких-либо очевидных факторов или потрясений. Реализация лидера рынка АвтоВАЗа тогда была даже ниже рынка — падение составило 6%, до 30,2 тыс. штук. Дилеры говорили о том, что на результаты концерна повлияло исчерпание бюджета программ поддержки спроса, которые главным образом ориентированы на машины Lada.
В 2020 году стимулирование спроса еще действует. Кроме того, АвтоВАЗ единственным в легковом сегменте получил доступ к госзаказу.
Концерн сообщал, что поставит 15 тыс. машин до конца года. Там не комментируют, какой именно объем заказа приходится на октябрь, но говорят, что тот распределен равномерно.
Для выполнения госзаказа, а также в связи с дефицитом ряда моделей у дилеров АвтоВАЗ вводил рабочие субботы. При этом сообщество «Нетипичный АвтоВАЗ» сообщало, что работа линии ПАП B0 на госзаказ не позволила ликвидировать на рынке дефицит моделей Largus и X-Ray, тогда как машин Lada Granta на начало октября было больше всего в наличии у дилеров. Выходить в субботу АвтоВАЗ также будет и в ноябре.
Дилеры говорят, что спрос в октябре значительно не менялся по сравнению с предыдущими месяцами, но по ряду марок выросла доступность машин. Так, в «Рольфе» подчеркивают, что сейчас результаты продаж каждого бренда зависят от наличия машин на складе: те марки, у которых лучше ситуация с доступностью, показывают хорошую динамику. Гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин подтверждает, что рост продаж объясняется не ростом спроса, а улучшением ситуации с доступностью автомобилей: в августе заработали автомобильные заводы, в сентябре наполнялись склады, а в октябре эти машины продавались.
В целом ситуация на рынке напоминает 2014 год, говорит он, когда до девальвации рубля держался высокий спрос, а после девальвации был резкий провал, и спрос стабилизировался на низком уровне.
Председатель правления «Авилона» Андрей Павлович также говорит об умеренном спросе по всем брендам: «Не было зафиксировано какого-либо взрывного роста в этом месяце, так как на рынок продолжает влиять дефицит автомобилей в наличии и поставке. Временная нехватка — это все еще очень заметный тренд, и от него зависит динамика рынка». Он ожидает, что ситуация с нехваткой по разным маркам изменится в конце первого-начале второго квартала 2021 года.
Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что у них на 40% к прошлому месяцу выросли продажи Kia, Renault — на 21%. В целом по России, помимо моделей АвтоВАЗа, в октябре хорошо продавались представители Kia, Hyundai, Volkswagen и Toyota. По его мнению, общие показатели продаж за октябрь, судя по трендам на рынке, превзойдут реализацию сентября текущего года.
Сергей Удалов также полагает, что тот, кто быстрее начал поставлять машины на рынок, и обеспечил себе рост продаж. В случае АвтоВАЗа из-за высокой локализации это сделать проще. Помимо этого, на результаты концерна мог повлиять как крупный корпоративный заказ, так и отгрузка большего объема по госзаказу — вес данных факторов пока нельзя оценить до появления данных регистраций этих автомобилей.