«Виктор Черномырдин» поднял флаг
Самый мощный дизель-электрический ледокол сдан в эксплуатацию
В России в день памяти бывшего премьера Виктора Черномырдина поднят флаг на самом мощном в мире дизель-электрическом ледоколе 25 МВт. Церемония прошла в пассажирском порту Морской фасад в Санкт-Петербурге, в ней принял участие президент РФ Владимир Путин. Ледокол до прохождения полноценных ледовых испытаний весной 2021 года будет работать на Балтике.
Флот «Росморпорта» пополнился самым мощным в мире дизель-электрическим ледоколом «Виктор Черномырдин» 25 МВт. Церемония поднятия флага прошла 3 ноября в Санкт-Петербурге, в день 10-й годовщины со дня смерти экс-премьера Виктора Черномырдина. В ней принял участие президент РФ Владимир Путин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава Минтранса Евгений Дитрих, глава Росморпорта Андрей Лаврищев и сын экс-премьера Виталий Черномырдин.
Владимир Путин напомнил, что РФ обладает уникальным ледовым флотом и занимает лидирующие позиции в освоении и изучении арктических территорий.
«Это первенство необходимо постоянно подтверждать, каждый день, наращивать наши позиции, укреплять и обновлять флот, внедрять новые передовые технологии в строительство ледоколов и других судов ледового класса»,— подчеркнул президент.
Контракт на строительство этого ледокола на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе был заключен в 2011 году за 7,94 млрд руб. Длина судна — 147 м, ширина — 29 м, наибольшая осадка — 9,7 м, ледопроходимость — до двух метров, автономность плавания — 60 суток. Численность экипажа и спецперсонала — 128 человек. Ледокол может использоваться как для линейных работ, так и самостоятельно проводить суда, осуществлять буксировку судов, оказывать помощь судам и участвовать в поисково-спасательных операциях, проводить подводно-технические работы, выполнять функции пожарного судна, проводить экспедиции в Арктике и Антарктике и т. д.
Изначально ЛК-25 строился для работы на Севморпути, но за время его строительства ответственным за инфраструктуру в регионе стал «Росатом». До проведения ледовых испытаний, которые намечены на апрель-май 2021 года и будут проводиться по гарантии, ледокол будет ходить на Балтике. Источники “Ъ” не исключали, что ЛК-25 можно будет использовать для проведения экспедиций.
Ваш браузер не поддерживает видео
Судно должно было быть сдано в конце 2015 года, но по разным причинам сроки неоднократно переносились. В конце 2013 года пришлось остановить строительство на полгода из-за перепроектирования, а падение рубля в 2014–2015 годах привело к удорожанию импортного оборудования. В 2017 году для увеличения темпов строительства ледокол был отправлен на достройку на «Адмиралтейские верфи» (см. “Ъ” от 25 июля 2017 года). В конце 2018 года на ледоколе произошел пожар, Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета оценивало ущерб в 430 млн руб.
В итоге, когда уже ОСК была готова передать ледокол в конце 2019 года, выяснилось, что необходимо вносить изменения в госпрограмму и после этого согласовывать постановление правительства о переносе сроков (см. “Ъ” от 25 декабря 2019 года). В противном случае «Росморпорт» выставил бы ОСК штрафы и пени, которые на конец 2019 года, по данным “Ъ”, приближались к 2 млрд руб.
Из-за неоднократных переделок, девальвации рубля и увеличения сроков строительства стоимость ледокола уже в 2014 году превысила 11 млрд руб.
В начале 2017 года правительство выделило 700 млн руб. на компенсацию убытков от девальвации, еще 870 млн руб. бюджет должен был выделить до конца 2017 года. Но источники “Ъ” отмечали, что этих денег недостаточно для покрытия убытков. ОСК неоднократно поднимало вопрос об изменении цены контракта, что не поддерживал «Росморпорт». В итоге, как писал “Ъ”, Минтранс и Минпромторг предложили компромиссный вариант: министерства договорились выделить на ЛК-25 по 1 млрд руб., еще 1,5 млрд руб. даст ОСК (см. “Ъ” от 28 апреля). В итоге 30 октября «Росморпорт» и ОСК подписали акт приемки-передачи «Виктора Черномырдина».