Предъявите ДНК
Правительство предлагает включить нарушителей КоАП в список лиц, подлежащих геномной регистрации
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который обязывает россиян, подвергнутых административному аресту, проходить геномную регистрацию. Основываясь на зарубежном опыте, авторы полагают, что расширение государственной базы данных ДНК позволит улучшить статистику раскрываемости преступлений. Правозащитники считают, что предлагаемые нормы противоречат законодательству, но в Госдуме уверены, что проект принесет исключительно пользу и обязательно будет одобрен парламентом.
Закон о государственной геномной регистрации был принят Госдумой в 2008 году, и уже тогда вызвал много споров среди правозащитников. В нем закреплено, что геномная регистрация заключается в получении, хранении и использовании уполномоченными правоохранительными органами биологического материала гражданина с содержащейся в нем информации о его ДНК (биометрии).
По действующему закону обязательную ДНК-регистрацию должны проходить только лица, осужденные и отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности.
В полицейскую федеральную базу данных геномной информации (ФБДГИ) также отправляют изъятые в ходе следствия биологические материалы неустановленных лиц и неопознанных трупов.
В новом законопроекте правительство предлагает существенно расширить этот перечень и регистрировать биометрические данные всех лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений, а также подвергнутых административному аресту.
Согласно ст. 3.9 КоАП, административный арест как основной вид наказания применяется к организаторам митингов за нарушение общественного порядка или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения (ЧП) или режима контртеррористической операции, а также за ряд нарушений законодательства о контроле оборота наркотиков. Всего КоАП предусматривает возможность назначения административного ареста за 27 составов административных правонарушений — например, за неисполнение родителями их обязанностей (ч. 3 ст. 5.35 КоАП), за злостное нарушение ПДД (ч. 2 ст. 12.7 КоАП) и за появление в пьяном виде в общественных местах (ст. 20.21 КоАП). В случае принятия закона о новых категориях лиц, подлежащих геномной регистрации, соответствующие поправки будут внесены также в закон о порядке отбывания административного наказания и в закон о персональных данных, и новые правила вступят в силу с января 2023 года.
Персональные данные в 13 вопросах и ответах
Что такое неприкосновенность частной жизни в России
Работа с базой данных ДНК «является одним из наиболее перспективных направлений при раскрытии и расследовании преступлений», говорится в пояснительной записке. Только в 2019 году правоохранительные органы изъяли более 90 тыс. биологических следов при расследовании тяжких и особо тяжких категорий преступлений, и 73% назначенных исследований ДНК способствовали выявлению и раскрытию преступлений. «Зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1% населения страны. В ФБДГИ содержится геномная информация 0,6% населения России. В случае принятия закона, массив базы данных только за 2021-2023 годы может увеличиться до 5,2 млн объектов учета за счет осужденных, подозреваемых, обвиняемых, что будет соответствовать 3,5% от общего количества населения России»,— считают авторы законопроекта. Они отмечают, что в случае принятия поправок бюджетные расходы на сбор биометрии возрастут вдвое: с 3,95 млрд руб. в 2020?2022 годах до 7,66 млрд руб.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный (ЕР) сказал “Ъ”, что «предполагаемые новеллы точно получат положительное разрешение со стороны законодателей и в ближайшее время станут законом».
Депутат отметил важность расширения базы ДНК, которая позволяет безошибочно работать в рамках расследования уголовных дел и при установлении личности пострадавших при возникновении подобных затруднений. «В Великобритании база данных ДНК достаточно серьезная, и она помогает ежегодно раскрывать более 2 тыс. преступлений. ДНК-данные позволят сужать круг подозреваемых в рамках конкретного дела. Представляете, насколько оперативно наши органы правопорядка смогут раскрывать преступления, если появится обширная база данных?» — говорит господин Выборный.
Адвокат правозащитной организации «Апология протеста» Мансур Гильманов подчеркивает, что сбор биометрических данных нарушителей КоАП противоречит существующему законодательству. «Лица, подвергнутые административному аресту, не являются подозреваемыми или обвиняемыми, сейчас на них не распространяется требования о принудительном освидетельствовании,— пояснил адвокат.— Кроме того, если в уголовном процессе отобрание биометрии имеет четкую цель — получение информации, необходимой для расследования уголовного дела, то в случае с административно арестованными указанная цель отсутствует, поскольку при помещении гражданина в спецприемник по нему уже состоялось постановление суда, и расследование дела завершено».
Господин Гильманов считает, что, вводя обязательный сбор биометрических данных для новых групп лиц, законодатель «просто ради создания базы данных» фактически «заложит возможность применения насилия» к гражданам, подвергнутым административному аресту, но не желающих предоставлять свои биометрические данные.
Юрист «Правозащиты Открытки» Алена Борисова сказала “Ъ”, что разумность создания такого банка данных для раскрытия преступлений очевидна, а изъятие и хранение биоматериала определенного круга лиц без необходимости их согласия для расследования преступлений допускается рядом международных документов.
Однако эксперт отмечает, что российское законодательство регулирует геномную регистрацию «лишь в общих чертах», что порождает ряд потенциальных проблем, например неправильное хранение и транспортировку биоматериалов.
«А с учетом того, что изъятый биоматериал позволяет выявлять такие важные для личной безопасности вещи, как генетическую предрасположенность, аллергические реакции и т.д., то наиболее важным является создание системы серьезных и эффективных гарантий от бесконтрольного доступа к банку био-данных. Про это в законопроекте, увы, ничего»,— говорит госпожа Борисова.