«Все поменялось очень быстро»
Мари-Сесиль Сисамоло (Christie’s) о ювелирных онлайн-аукционах
Специалист ювелирного отдела Christie’s француженка Мари-Сесиль Сисамоло присоединилась к аукционному дому в 2011 году в качестве администратора Лондонского департамента. Она занималась формированием каталогов дома во времена, когда в год проходило до десяти ювелирных торгов. Сегодня Мари-Сесиль работает в женевском офисе Christie’s и отвечает за развитие клиентской сети, международные оценки лотов и за конференции по истории ювелирного искусства. «Стиль. Украшения» Мари-Сесиль Сисамоло рассказала, что сейчас происходит на передовой ювелирных онлайн-торгов.
—Как изменились ювелирные аукционы Сhristie’s за этот год?
—Мы полностью поменяли прежнюю стратегию. Если говорить о женевских ювелирных торгах Magnificent Jewels, то раньше у нас было по два аукциона в год, мы представляли 300–400 лотов. Теперь только 100 основных на аукционе, к которому мы все-таки делаем выставку, даже если на нее приходит 20 человек вместо 2 тыс., а остальные мы перевели в онлайн.
Сегодня наша работа как специалистов состоит в том, чтобы обучить клиентов, обратить их внимание на ценность онлайн-лотов. Все поменялось очень быстро. Теперь перед торгами мы составляем список лотов для профессиональной видеосъемки, тогда как раньше нужно было просто сделать одно видео, приклеить ярлычок к украшению в выставочном зале и встретить клиентов. Мы адаптировались, но многое еще предстоит сделать.
—В чем заключается работа специалиста аукционного дома сегодня?
—У каждого важного клиента есть личный телефонный номер специалиста Christie’s. Специалист помогает такому покупателю пройти регистрацию на сайте, говорит команде, на каком языке с ним разговаривать, и информирует, что нам нужно быть у компьютера, скажем, ровно в 10:45, чтобы ответить на все возникающие вопросы. Общаясь с клиентами, мы часто отправляем фото и видео драгоценностей на себе: снимаем на телефон. Отношения с клиентами сегодня важны, как никогда: когда я предлагаю человеку серьги и отправляю видео, запечатлевшее меня в этих серьгах, чтобы он представлял вещь вживую, то он делает ставки, потому что доверяет мне. Мы создаем группы в WhatsApp, уменьшаем размеры фотографий, чтобы их можно было отправлять любыми возможными способами, делаем качественную фото- и видеосъемку, сделали на сайте так называемые viewing rooms, где можно детально рассмотреть украшения… К нашему удивлению, люди приняли новый формат легче, чем мы предполагали. У нас две недели, 300 лотов, и нам нужно продать их как можно лучше. И у фотографа нет трех дней на съемку одного бриллианта, потому что его ждут 300 других. Нужно работать очень быстро и очень хорошо.
—Это год роста или все же дела идут неважно?
—Время совсем не легкое. Мы заметили у наших клиентов желание получить лучшее из лучшего и в очередной раз убедились: высокое качество продается всегда. Цена на редкие украшения эпохи ар-деко в прошлом году, два года назад и сейчас одинакова, а вот неидеальные украшения, скажем облагороженные маслом драгоценные камни, клиенты пропускают. Люди очень точны в том, чего они хотят. И это вызов не только для продаж, но и для подбора лотов.
—Как приняли онлайн-формат клиенты старше 40 лет — люди, у которых есть деньги, но которые привыкли смотреть украшения вживую?
—Мы проанализировали июльские торги Magnificent Jewels и обнаружили, что больше всех делали ставки онлайн и покупали дорогие лоты люди 40–70 лет. Для нас это стало большим сюрпризом. 20–40-летних клиентов тоже много, но покупают они меньше.
—Как вы справляетесь с логистикой?
Вместо того чтобы отправить 10–15 топ-лотов для предпросмотра, мы отправляем 50–70, потому что понимаем: возможно, это единственный шанс клиентов увидеть их вживую. Так, перед ноябрьскими торгами мы отправили в Нью-Йорк, а затем и в Шанхай шесть десятков изделий. Огромные расходы, но раньше эти средства уходили на путешествия специалистов.
—Есть ли качественная разница между лотами, которые вы выставляете в этом году и выставляли в прошлом?
—Сейчас мы предлагаем гораздо больше изделий с клеймами известных домов. Cartier, Van Cleef & Arpels, Boucheron, Rene Boivin, JAR, Viren Bhagat… Раньше украшения без известного клейма мы показывали клиентам на личных встречах. Теперь такой возможности нет. У нас по-прежнему немало роскошных украшений без знаменитой подписи, но все-таки их стало заметно меньше, чем раньше.
—Каковы главные лоты на ноябрьских торгах Magnificent Jewels?
—Первые 15 лотов аукциона — благотворительные. Их предоставили женевские компании, и все полученные средства пойдут на исследования COVID-19. Идея проекта появилась в июле. Мы и предположить не могли, что она окажется настолько актуальной! Все лоты без резервной цены, от $2 тыс. до $60 тыс. Это небольшие, очень приятные украшения, и, надеюсь, мы сможем выручить за них максимальную сумму.