В цвете новых решений
Tie & Dior
В 2020 году креативный директор ювелирного департамента дома Dior Виктуар де Кастеллан представила фантастическую — более 100 украшений, широкий спектр материалов, от бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов и других драгоценных камней до культивированного жемчуга, разные огранки и «композиции» — коллекцию Tie & Dior.
В 2019-м Виктуар де Кастеллан праздновала юбилей — 20 лет на посту руководителя департамента, который сама же и создала. И праздновала с невиданным размахом: коллекция Gem Dior состояла из 100 произведений. «Положила все созданное за 20 лет в миксер и смешала»,— шутила креативный директор. Самоирония — залог творческого долголетия, и этой максиме де Кастеллан старается следовать. Свод своих законов она оформила в виде словаря — и выпустила книгу «The A to Z of Victoire de Castellane». «С», например, от «Cher Christian» (Дорогой Кристиан…) — воображаемые письма Диору де Кастеллан пишет всякий раз, когда ищет вдохновения. Или «N» от «No» — только слова «нет» она ни разу не слышала в ювелирном ателье Dior. Там возможно все.
Поэтому, когда Виктуар задумала коллекцию высокого ювелирного искусства Tie & Dior (2020), состоящую уже из сотни с лишним украшений — колье, асимметричные серьги, двойные кольца, часы, браслеты,— она тоже услышала только «Да».
Название коллекции — парафраз от tie-dye (дословно «завязать, скрутить и покрасить»), так называется техника окрашивания тканей, полюбившаяся хиппи и недавно вернувшаяся на подиумы. Но одно дело, когда Мария Грация Кьюри шьет платья из таких тканей, которые, кстати, по экспрессивности цвета больше напоминали картины Герхарда Рихтера, чем одеяния детей цветов, и совсем другое — перевести tie-dye на язык драгоценных камней: покрасить можно, а вот скрутить точно не выйдет. Впрочем, цвет — любимая стихия Виктуар де Кастеллан, и здесь она дает волю фантазии. Ее почерк, как всегда, узнаваем. Перед нами россыпи сапфиров, цаворитов, изумрудов, турмалинов и рубинов с яркими сольными камнями, которые, как пятна чернил на ткани, дают композиции еще больше энергии и приводят ее в движение.
Асимметричные серьги напоминают о сахарных кристаллизованных палочках — все-таки у де Кастеллан особая страсть к сладкому. Сложносочиненные комбинации форм (круглые, овальные, грушевидные и бриллиантовые огранки) подчеркивают переход цвета — от нежно-розового до белого, от густого зеленого до акварельного серого. За белые, как бы непрокрашенные, места ювелирной ткани Виктуар де Кастеллан отвечают бриллианты. Подкладку она «шьет» из платины, желтого, белого и розового золота. А главным новшеством коллекции Tie & Dior стало использование культивированного жемчуга — многие из «скульптурных», как всегда у де Кастеллан, асимметричных украшений венчают крупные жемчужины разных цветов: от традиционного молочно-белого до экзотического баклажанового.
«Асимметрия заложена природой»
Виктуар де Кастеллан
—Как появилась идея коллекции Tie & Dior? Кажется, тему tie-dye вы никогда раньше не использовали.
—Мне нравится игра с цветом. А tie-dye — способ окрашивания тканей, который позволяет сбить его, сделать градиент, чтобы был виден переход оттенков. Разные креативные директора в разные периоды истории дома использовали этот прием в коллекциях от-кутюр, это часть ДНК Dior, мне показалось забавным перенести tie-dye и в ювелирное искусство.
—Забавно — да, но технически, наверное, очень непросто. Что оказалось самым сложным в работе?
—Оживить жемчужины драгоценными камнями и добиться, чтобы все звучало в унисон.
—Почему на главную роль на сей раз вы выбрали именно жемчуг?
—Я впервые использую жемчуг в коллекции высокого ювелирного искусства. Естественный и такой разный, цвет жемчужин очаровывает и завораживает. Они словно маленькие шелковистые шарики, нежная натура которых составляет поразительный контраст с искрящимся сиянием драгоценных камней. Я всегда любила жемчуг — и на картинах эпохи Возрождения, и на полотнах XIX века, где он занимает очень важное место в создании образа на женском портрете. Жемчуг символизирует чистоту. Я совершенно очарована им: в простоте и есть его главная манящая сила, способность привносить блеск и изысканность. Рожденный в морской раковине жемчуг — это дар природы, дар моря, мне очень нравится, как его называли в античные времена — «слеза Венеры». Это так красиво!
—Для презентации коллекции Мария Грация Кьюри специально сшила платья…
—Второй раз мы представляем ювелирную коллекцию на моделях во время дефиле и второй раз работаем вместе. Очень интересен результат этой работы: платья и украшения связаны одной историей — той, которую они рассказывают.
—Ваши коллекции складываются в роман, где каждая глава — история, важная часть сюжетного целого…
—Между моими коллекциями действительно существует связь. Каждая ведет к следующей. И мне нравится идти все дальше — туда, где меня не ждут, и делать то, чего от меня не ожидают. Я не люблю скучать.
—Что первично в вашей работе — камни или идея? Вы сначала придумываете, рисуете коллекцию и потом под нее подбираете камни или наоборот?
—Иногда отправной точкой становится идея, фантазия, и я очень точно вижу, какие камни мне хотелось бы использовать. Иногда коллекция начинается с драгоценного камня. А бывает и так, что все сходится воедино. Здесь нет четких правил, все зависит от коллекции.
—Вы отпраздновали 20 лет в Dior. Были периоды, моменты, которые бы вам хотелось изменить?
—Нет, у меня нет ни малейшего желания менять что-то в прошлом. Я хочу продолжать и смотреть только вперед.
—В моде границы между полами становятся все более размытыми. А как обстоят дела в высоком ювелирном искусстве?
—Мужчины всегда носили украшения, даже те, что изначально предназначались женщинам, бывали частью и мужского костюма тоже. Мне кажется, сегодня их стали носить несколько иначе, появилось больше свободы, больше возможностей для интерпретаций и экспериментов. Мы можем смешивать исконно мужские и исконно женские украшения и делать это со вкусом, не изменяя стилю. Я — только за. Обожаю наблюдать, как жемчуг носят рэперы, как здорово они играют с очень женственными кодами.
—Есть ли у вас личные, профессиональные табу?
Нет, никаких табу. Я люблю находить равновесие и добиваться гармонии в асимметрии.
—И асимметрию вы принимаете всегда?
—Абсолютно! Ведь она заложена самой природой, мы все асимметричны.
—«The A to Z of Victoire de Castellane» вы сделали в виде словаря — книги, которой, как вы сами заметили, мы сегодня все реже пользуемся. Есть ли традиции в ювелирном деле, которые, подобно словарям, исчезают из нашей жизни и о которых вы жалеете?
Да, некоторые ювелирные техники и инструменты производства, к сожалению, исчезли. И моя задача — постараться возродить их, восстановить, но в новом, современном звучании.
—Какой драгоценный камень характеризует вас лучше всего?
—Опал, очень поэтический камень. Он приглашает в сказку, сулит волшебство и невероятные путешествия. Когда я смотрю на него, я вижу нашу землю издалека, вижу океаны, архипелаги, отражения звезд в волнах. Для меня опал — лучшее творение природы, ее идеальный камень. Кроме того, опал — это воплощенная в камне женственность. Помимо опалов я люблю те из камней, которые цветом напоминают леденцы.
—Ваша любимая огранка?
—Современным бриллиантовым огранкам я всегда предпочту старинные — «розу» и «бриолет».
Ваши украшения рассказывают невероятные истории, как сюжетные, так и абстрактные. Какие больше нравятся вам? Не возникало желание выразить их на бумаге?
—В сюжетных историях всегда есть место абстрактному, и в самых отвлеченных на первый взгляд рассказах присутствует нарратив. Эти два понятия неразделимы. А мой язык, мои слова — это украшения, и в них читается все, что я хочу сказать.
—Как вы подбираете аксессуары, украшения, одежду — что из этого становится импульсом?
—День на день не приходится, на мой выбор влияют погода, настроение, повод. Но все же чаще всего я сначала определяюсь с одеждой, а украшения подстраиваются. Подобно одежде, у меня есть украшения на каждый сезон, и я их все время меняю — «летние» камни зимой отдыхают. В любом случае украшения — часть моего образа.
—Случалось ли вам выходить из дома без них?
—Когда я болею, совсем не могу носить украшения. Для меня они все-таки несовместимы с плохим самочувствием. А когда все в порядке, украшения — мои главные аксессуары.
—Как вы подпитываете воображение, что помимо коллекций и наследия Dior вас вдохновляет?
—Работа — неотъемлемая часть моей жизни, поэтому воображение «питается» моими настроениями, а чувства, переживания, эмоции, мысли служат постоянным источником вдохновения.