Пулково отложит реконструкцию до лучших времен
В 2020 году аэропорт обслужит почти вдвое меньше пассажиров, чем в прошлом году
Как и предполагал “Ъ”, управляющая компания аэропорта Пулково ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) откладывает рассмотрение финального мастер-плана развития авиагавани на фоне кризиса в отрасли. Компания собиралась согласовать строительство терминала со Смольным этой осенью, теперь расширение инфраструктуры обсудят не ранее первой половины 2021 года. Аналитики прогнозируют восстановление трафика на авиалиниях на уровне 2019 года не ранее чем в 2024 году.
Пулково анализирует дальнейшее развитие проектов, в частности строительство второй фазы и размер инвестиций, сообщили “Ъ” в ВВСС. По словам вице-губернатора Петербурга Максима Соколова, многие компании сейчас корректируют планы и оптимизируют возможности дальнейшего развития исходя из пассажиропотока.
«Надеемся, что в первом полугодии следующего года мы будем более предметно рассматривать мастер-план»,— заявил он “Ъ”. В ВВСС добавили, что планируют согласовать мастер-план второй очереди строительства терминала в ближайшие месяцы.
Пулково построено по концессии. Стоимость первой очереди строительства составила €1,2 млрд. По соглашению о ГЧП, оператор будет управлять аэропортом до 2039 года, к этому моменту пропускная способность гавани должна составить 35 млн человек. В 2017–2018 годах Пулково приблизилось к пороговому значению пропускной способности существующего терминала, в связи с чем обсуждается строительство новой очереди.
Доли в ВВСС через кипрскую Thalita Trading Limited принадлежат «ВТБ Капитал» (25,01%), немецкой Fraport AG (25%), катарской Qatar Investment Authority (24,99%) и РФПИ с пулом иностранных инвесторов (25%).
В конце 2019 года глава банка ВТБ Андрей Костин сообщал, что в Пулково могут построить новый терминал за €400 млн. Речь идет о строительстве терминала рядом с существующим, уточняли тогда в ВТБ. По словам господина Костина, терминал, скорее всего, расположится на месте старого здания с башнями. Сейчас оно находится слева от центрального аэровокзала. Вчера в ВТБ дополнительные комментарии об актуальном размере инвестиций не предоставили.
На фоне массового сокращения авиаперевозок в мире из-за пандемии коронавируса пассажиропоток Пулково резко сократился (см. “Ъ” от 01.06.2020). Этот факт, в частности, не позволил управляющей компании ощутить эффект от режима седьмой свободы воздуха, введенного впервые в этом году. Либерализация авиасообщения со многими странами Европы (см. “Ъ” от 18.09.2019) могла способствовать существенному росту пассажиропотока аэропорта.
За девять месяцев 2020 года аэропорт Пулково обслужил около 8,2 млн пассажиров, это более чем на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. До конца 2020 года аэропорт Пулково планирует обслужить более 11 млн человек, заявили “Ъ” в ВВСС. За прошлый год Пулково обслужило почти 20 млн пассажиров.
Эксперты отмечали, что планы по строительству и реконструкции, скорее всего, будут пересмотрены из-за появления новых глобальных рисков, что влияет на привлечение финансирования и новых авиакомпаний-партнеров. Согласно прогнозу Fitch Ratings, восстановление авиасообщения будет отложено из-за продолжающихся ограничений в связи с пандемией коронавируса. Аналитики предполагают, что в 2021 году трафик снизится более чем на 30% по сравнению с 2019 годом, несмотря на то, что ранее базовый сценарий ориентировался на 20-процентное сокращение относительно уровня прошлого года. Ожидается, что трафик во всем мире вернется к показателям 2019 года не раньше 2024 года, однако темпы восстановления отличаются по регионам.