«Сжечь келью и колодку, обладающие чудодейственною силою исцелять»
Почему Святейший синод решил избавиться от кельи святого
285 лет назад, 19 сентября 1735 года, произошло в высшей степени необычное событие. Члены Святейшего синода, обсудив обращение первенствующего в Синоде архиепископа Феофана (Прокоповича), приняли решение сжечь келью высокочтимого православными преподобного чудотворца Александра Свирского. Причем построенную самим святым и простоявшую после его кончины больше двух веков.
Из указа Святейшего Правительствующего Синода о предписании сжечь келью и колодку, построенные преподобным чудотворцем Александром Свирским, 19 сентября 1735 года.
Святейший Правительствующий Синод, слушав поданное первенствующим синодальным членом преосвященным Феофаном, архиепископом Великоновоградским и Великолуцким, доношение, которым показано: слышно де его преосвященству, что имелися Новгородской его преосвященства епархии в Александро-Свирском монастыре или близ того монастыря некие келья и колодка, которые народ, приходя, зубами грызут, того де ради посланным в тот монастырь к архимандриту Виссариону с братиею указом его преосвященства, Октября 3 дня прошлого 1734 г., приказано было им архимандриту с братиею учинить помянутой кельи опись справедливо и как ту опись, так и объявленную колодку прислать к его преосвященству с таковым их ответствием: чего ради именно оную келью и колодку зубами грызли?
На который де указ присланным, Ноября 3 того ж 1734 г,. из оного Александро-Свирского монастыря от помянутых архимандрита с братиею доношением объявлено: вышеозначенная де келья имеется близ того монастыря в роще, о которой де, как они слышат, того ж монастыря от стариков монахов и окольных жителей, якобы из древних лет поставлена она трудами самого преподобного отца Александра Свирского чудотворца, в которой де он, чудотворец святый, жил и моление приносил, чего де ради за древность оная келья в прошлых годах вновь подрублена и покрыта и около обита тесом (которая де мерою внутрь длиною и поперечником ручная сажень, и древнего де в ней строения бревен имеется средина в стенах токмо пять венцов), а в котором году и при котором настоятеле, того подлинно не известно; и в оную де приходя, народ имеющиеся в ней старые, древние бревна и колодку (которая якобы той кельи) зубами грызут для исцеления зубной болезни, а получают ли де от того какое себе исцеление — про то им, архимандриту с братиею, подлинно не известно; которая де колодка при том доношении сюда к его преосвященству за печатью их прислана и явилась вся зубами огрызена; и по приказу де его преосвященства его архиерейскою печатью, обвязав веревочкою, запечатана и хранилась поныне в конторе его преосвященства, а ныне де рассудилось его преосвященству, что о том надлежит донесть для известия Святейшему Правительствующему Синоду и ту колодку за печатью объявить, которая при том доношении и объявлена.
Приказали: по вышеупомяненному первенствующего синодального члена преосвященного Феофана архиепископа Великоновоградского и Великолуцкого доношению, вышеозначенную имеющуюся в Новгородской епархии близ Александро-Свирского монастыря в роще келью тако ж и присланную к его преосвященству из того ж монастыря, а от его преосвященства при вышеизображенном Святейшему Синоду доношении, объявленную колодку, дабы впредь простому народу соблазна не имелось и суеверия оного не происходило, сжечь оную келью — архимандриту при братии, и при служителях, и крестьянах, а колодку в синодальной канцелярии, а пепел опустить в воду; и о том к его преосвященству для ведома, также и о сожжении оной кельи послать указ.
(О случаях сдерживания активности верующих светской властью см. «Некоторые из людей, окружавших могилу, подлезали добровольно под камень»)