Школьники сохранят дистанцию
К каким сложностям приводит онлайн-обучение
Столичные школьники вернутся в учебные классы не раньше второй половины ноября. Преподаватели и родители просят власти доработать формат дистанционного образования. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, требование распространяется только на учеников 6-11 классов. Он отметил, что за последние три недели, что подростки учатся дома, число выявленных случаев заражения коронавирусом в их возрастной группе сократилось почти в два раза. Тем не менее в начале ноября число заболевших стало расти, поэтому расслабляться рано, отметил мэр. Московские родители и учителя решению властей не рады. Почему? Об этом — Иван Якунин.
Новость о том, что ученики 6-11 классов проведут дома еще минимум две недели с радостью встретили разве что сами школьники. Родители и учителя же начинают терять терпение. Наиболее активные решили адресовать свои претензии напрямую представителям власти.
5 ноября, например, 200 членов общественного движения «Родители Москвы» встретились с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным и потребовали, чтобы детей вернули в школы. Еще порядка 2 тыс. следили за мероприятием онлайн. Президент движения Илона Менькова воспитывает семиклассницу, и больше не готова мириться с дистанционным форматом обучения: «Поскольку нет никакого зрительного контакта с учителем, ребенок подключается и спокойно занимается своими делами. Я создала специальный адрес электронной почты, куда я прошу родителей сбрасывать различные ляпы электронной школы. У нас там есть все: от просто дичайших грамматических и фактологический ошибок до отвратительного качества изображения».
Но возможностей для маневра у учителей, увы, немного. Обучение должно проходить строго на платформе «Московская электронная школа», а трансляции рекомендуется проводить через сервис Microsoft Teams. И эти ограничения вкупе с дистанционкой создают дополнительные сложности, говорит историк и заслуженный учитель России Александр Снегуров: «Часто у кого-то из детей срываются занятия: кто-то не может подключиться, кто-то переходит с одной площадки на другую — с Zoom на Discord.
Порой, педагогу приходится сокращать тему, перескакивать через какой-то параграф.
Кто-то из детей не подключается к трансляции, ленится, пропускает. Родители такой ситуацией озабочены, некоторые недовольны».
На вопрос, как можно сделать дистанционное обучение для школьников эффективным, собеседники “Ъ FM” разводят руками — уже практически никак, заниматься этим надо было летом. Тем более что о приходе второй волны все догадывались. Альтернативные способы обучения детей, чтобы те могли получить хоть какие-то знания, есть, и мэрия могла бы внедрить их прямо сейчас, отмечает учитель естествознания Александр Серкин:
«Надо всего-навсего отказаться от идеи тотального контроля. Что можно было бы сделать даже сейчас в экстренной ситуации? Вернуться к идее видеолекций от ведущих ученых и лучших учителей. Многих школьников можно было бы заинтересовать хорошо сделанными выступлениями. Обратиться к специалистам, которые делают дистанционное образование в коммерческом секторе, заплатить те безумные деньги, которые тратятся на МЭШ (Московскую электронную школу).
Нужно, во-первых, не мешать тем, кто может работать сам, во-вторых, помочь хорошими учебными материалами.
Между прочим образовательных ресурсов на рынке полно, часть из них даже вполне бесплатные и на русском языке».
Мэр столицы Сергей Собянин между тем заверил, что московские власти постараются сделать все, чтобы дистанционка не привела к ухудшению качества образования. Получится ли, покажет время. После весеннего перехода на удаленку, к слову, средний балл ЕГЭ по некоторым предметам упал на 1-2%.
Готовы ли школы к разным форматам обучения
Заммэра столицы по вопросам соцразвития Анастасия Ракова недавно подтвердила, что в работе Московской электронной школы наблюдались сбои. Однако, по ее словам, на непрерывном образовательном процессе это не сказалось.