Цельнокатаный спад

Железнодорожные колеса ждет падение спроса

Объединенная металлургическая компания ждет стагнации на внутреннем рынке железнодорожных колес, которая продлится три-четыре года. При этом экспортный потенциал, который усиливается за счет девальвации рубля, реализовать будет сложно: в ближайшие два года компания будет экспортировать лишь около 20 тыс. колес в год. По оценкам аналитиков, спад спроса продлится шесть-семь лет, но ОМК в этом сегменте может поддержать развитие вагоноремонтного бизнеса, приобретенного в 2019 году.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Объединенная металлургическая компания (ОМК) Анатолия Седых, основной производитель железнодорожных колес на рынке РФ, ожидает затяжного падения спроса. «Рынок (колес.— “Ъ”) всегда работает так: есть короткие периоды всплеска спроса и потом более длинные периоды снижения,— рассказывает председатель правления ОМК Наталья Еремина.—

Как только грузоперевозки растут на 3%, спрос на колеса растет процентов на 30–40. Грузоперевозки падают на 5%, а спрос на колеса — в два раза».

В 2018–2019 годах наблюдался ажиотажный спрос, говорит госпожа Еремина, «значит, следующие три, может, четыре года будут периодом низкого спроса». Топ-менеджер отмечает, что в 2019 году компания выпустила рекордные 950 тыс. колес, но в этом году выпуск будет «существенно меньше в силу спроса и обстоятельств на рынке грузоперевозок, а 2021 год будет еще ниже, чем 2020-й, потому что этот год мы начинали с высокого спроса». Сейчас компания работает с большим профицитом, говорит топ-менеджер, а «по тем темпам развития экономики, которые прогнозируют Минэкономики и правительство, мы точно производителями России и Казахстана обеспечим спрос в течение ближайших трех лет».

В России два производителя цельнокатаных колес: Выксунский металлургический завод ОМК и Нижнетагильский меткомбинат Evraz. В Evraz о своих прогнозах “Ъ” рассказывать не стали. В 2018–2019 году спрос на колесо превзошел возможности российских производителей, прежде всего из-за сочетания взлета погрузки на сети и увеличения выпуска вагонов. Дефицит привел к резкому росту цен, который стал предметом многочисленных жалоб покупателей и ряда расследований ФАС (см. “Ъ” от 9 июля и 14 октября), а также к закупке колес в Китае. При этом металлурги, защищая свои позиции, отмечали, что отпускные цены на колеса росли куда медленнее, чем на сформированные из них вагоноремонтными предприятиями колесные пары «старая ось—новое колесо» (СОНК).

На себестоимость производства колеса негативно влияет снижение курса рубля.

«Мы покупаем колесную заготовку, цена которой в природе своей имеет большую экспортную составляющую, мы покупаем станки и запчасти для колесопрокатного цеха из-за границы, поэтому это, естественно, приведет к увеличению себестоимости»,— говорит Наталья Еремина. А оборотную сторону девальвации — увеличение экспортного потенциала — использовать будет сложно. «Мы, к сожалению, в силу обстоятельств и ажиотажного спроса ушли в 2018 году с экспортных рынков, а в лучшие для экспорта годы мы экспортировали свыше 100 тыс. колес,— рассказывает госпожа Еремина.— Сейчас мы не экспортируем почти ничего». При этом, отмечает она, те рынки, куда ОМК традиционно поставляла колеса, «тоже сейчас находятся не в лучшем положении: везде пандемия, почти везде, кроме Китая, экономический спад, поэтому никто нас на этих рынках не ждет, с учетом того что нас там два года не было». В перспективе при сохранении поставок на ключевой внутренний рынок компания хотела бы вернуться на все экспортные рынки, говорит госпожа Еремина, однако в 2020 и 2021 годах ожидается экспорт на уровне 20 тыс. штук.

При этом компания намерена наращивать свое присутствие на рынке колесных пар за счет расширения потенциала приобретенной ОМК в прошлом году ВРК-3 (см. “Ъ” от 4 октября 2019 года), говорит топ-менеджер: в компании 38 депо, в некоторых из них есть вагонно-колесные мастерские, которые делают СОНК. «ВРК-3, к сожалению, отставала и от ВРК-1, и от ВРК-2 по количеству таких колесных мастерских,— говорит госпожа Еремина.— Сейчас мы это отставание нагоняем, в этом году открыли три участка по производству СОНК и будем эту тему дальше расширять».

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что период низкого спроса и профицита мощностей российских производителей колес продлится дольше, чем предполагает ОМК.

По оценке ИПЕМ, спрос вернется к объемам 2018–2019 годов к 2026–2027 годам, при этом его минимальный уровень ожидается в 2023–2024 годах. Но, отмечает он, для хеджирования рисков и выхода в новые ниши ОМК сделала правильный шаг, приобретя ВРК-3: «Этот рынок — не столько колес, сколько колесных пар». Он согласен, что потенциал ВРК-3 еще не до конца реализован.

Наталья Скорлыгина

Вся лента