Песня о купце «Калашникова»
Новым владельцем концерна стал Алан Лушников
Замминистра обороны Алексей Криворучко нашел покупателя на одного из ведущих производителей вооружений в РФ концерн «Калашников». Как стало известно “Ъ”, владельцем 75% минус 1 акция компании стал бывший замминистра транспорта Алан Лушников. Сделка закрыта, цена ее не раскрывается: собеседники “Ъ” полагают, что стоимость пакета должна составлять порядка 1 млрд руб., но из-за высокой долговой нагрузки концерна может оказаться ниже. По мнению аналитиков, новому собственнику «Калашникова» придется действовать в сложной обстановке, когда снижается и гособоронзаказ, и покупательная способность стран—импортеров вооружений, лишившихся значительной части нефтегазовых доходов.
Как стало известно “Ъ”, концерн «Калашников» сменил владельца. Новым собственником стал экс-замминистра транспорта Алан Лушников, который приобрел ООО «ТКХ-Инвест», контролирующее через АО «Транскомплектхолдинг» (ТКХ) 75% минус 1 акция концерна. Из записи в ЕГРЮЛ от 29 октября следует, что в собственность господина Лушникова перешло 50% «ТКХ-Инвеста», еще 50% осталось в собственности самого ООО.
Господин Лушников ушел из Минтранса в сентябре 2018 года, а в 2019 году совместно с Тимуром Гареевым учредил ООО «УК "Перспектива"», занимающееся управлением активами в оборонно-промышленном комплексе. В частности, в его управлении находится Липецкий механический завод, НИИ стали и другие предприятия.
«Калашников» — один из крупнейших производителей вооружений в РФ, на него приходится около 95% производства стрелкового оружия в стране. Исторически стрелковое вооружение — главное направление деятельности концерна, однако в последние годы он также занялся производством высокоточных вооружений, беспилотников, а также военных и гражданских катеров.
«Транскомплектхолдинг» принадлежал Алексею Криворучко, который в июне 2018 года был назначен замминистра обороны. Представитель господина Криворучко отказался от комментариев. Остальные 25% плюс 1 акция концерна принадлежат «Ростеху». В «Ростехе» “Ъ” подтвердили, что акцептовали сделку, добавив, что не намерены снижать свою долю, поскольку «Калашников» является стратегическим активом.
Господин Лушников подтвердил “Ъ” факт приобретения «Калашникова», отметив, что концерн является многопрофильной компанией, не только производящей стрелковое вооружение, но и развивающей новые технологии, в том числе выпуск беспилотных видов вооружений, высокоточных ракет и т. п. По его словам, российское оружие высококонкурентно и востребовано на внешних рынках. Кроме того, по данным исследований, мировые траты на национальную оборону не зависят от экономических кризисов. Также, говорит он, в рамках «Калашникова» планируется развивать направление гражданской продукции, в том числе производство электротранспорта. Алан Лушников уточнил, что сделка носила денежный характер, но не стал называть ее сумму.
Источник, близкий к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), сообщил “Ъ”, что Алексей Криворучко принял решение о продаже акций, чтобы полностью исключить аффилированность с предприятием, выполняющим гособоронзаказ в интересах Минобороны. Решение о продаже акций было принято давно, фактически сразу после перехода господина Криворучко в Минобороны, говорит он. Но актив многопрофильный, поиск покупателя и согласование параметров сделки в таких случаях обычно требуют времени, и по этой причине акции временно были переданы в доверительное управление Аркадию Привалову (он является гендиректором и был владельцем 50% «ТКХ-Инвеста»).
Источник “Ъ” на финансовом рынке оценивает приобретаемый пакет примерно в 1 млрд руб. Другой собеседник “Ъ” говорит о том, что высокая долговая нагрузка должна давать существенный дисконт к цене пакета.
По расчетам «Эксперт РА», на конец 2019 года отношение долга с учетом ряда поручительств к EBITDA концерна составило 5,7, по итогам 2020 года ожидается снижение показателя до 5,3. Процентная долговая нагрузка также высока, и расходы на выплату процентов по долгам превысят треть EBITDA в 2019 и 2020 годах.
Источники “Ъ” в транспортной отрасли оценивают Алана Лушникова как умного и скрупулезного менеджера, способного преподносить сюрпризы, однако затрудняются оценить перспективы его карьеры в столь специфической отрасли, как оборонная промышленность. Один из собеседников “Ъ” в ОПК удивляется тому, насколько продолжительное время понадобилось господину Криворучко на совершение сделки. По его мнению, его контрагентом мог стать человек, который по договоренности «подержит» предприятие в течение некоторого времени, тот, кому дадут уступки в другой области деятельности в обмен на готовность работать с этим активом, или прямой подчиненный — но, по всей видимости, господин Лушников не принадлежит ни к одной из этих категорий.
Глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что в последние годы ситуация на рынке вооружений усложнилась. Гособоронзаказ в РФ постепенно сокращается, а за пределами страны, хотя число конфликтов в мире увеличилось, традиционные покупатели испытывают сложности с финансированием закупки вооружений: либо они лишились прежнего объема нефтегазовых доходов, либо эпидемиологическая ситуация требует тратить те средства, которые при других обстоятельствах были бы направлены на оборонные нужды, на гражданские цели. Усилилась и конкуренция, говорит господин Пухов, а также появился фактор американских санкций, отпугивающий потенциальных покупателей. Новому владельцу «Калашникова» придется работать в сложных условиях, отмечает он, указывая, что основная продукция концерна — стрелковое вооружение — низкомаржинальна.