ПЦР-тесты могут ошибаться
Чем объясняется высокий процент ложных результатов
До 40% ПЦР-тестов на COVID-19 оказываются ложноотрицательными. Такие цифры привел накануне главный внештатный пульмонолог Минздрава России Сергей Авдеев. Похожей информацией в середине октября делился главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко. По его словам, действительности не соответствуют результаты примерно каждого третьего исследования. Чем объясняется такой высокий процент ошибок? Выяснял Владислав Викторов.
Месяц назад “Ъ FM” рассказывал историю московского юриста Аркадия Каплина, которому диагностировали коронавирусную инфекцию только с четвертой попытки. Общее недомогание, температура, полное отсутствие обоняния и вкуса — все указывает на COVID-19, подумал мужчина. Он обратился в одну из частных лабораторий столицы — за 3 тыс. руб. ему сделали ПЦР-тест… и ничего. Ту же процедуру через пару дней провели врачи из муниципальной поликлиники — все то же самое. Экспресс-тест на антитела в исполнении фельдшеров скорой помощи и результат снова отрицательный. Но в итоге настойчивость Аркадия победила, и он-таки попал в статистику по заболевшим коронавирусом.
«В больнице, где делают томографию легких, доктор очень глубоко поместила этот щуп мне в нос, были очень неприятные ощущения, но, в итоге, именно этот тест и дал точную картину, что я болел COVID», — рассказал мужчина.
Догадку Аркадия о том, что первые отрицательные результаты могут быть следствием неверного забора биоматериала, подтверждают слова главного внештатного пульмонолога Минздрава Сергея Авдеева. Но есть и другие причины ошибки, — например, если тест сделали, когда инфекция успела спуститься из носоглотки в легкие, объяснил эксперт.
«Речь больше всего идет о тех пациентах, которые поступают в стационар, к сожалению, они поступают не в первый день болезни, а когда она уже растягивается на неделю и больше, и здесь мы как раз видим ложноотрицательные результаты.
Но кроме ПЦР-системы у нас есть и другие лабораторные методы, которые позволяют уверенно поставить диагноз “Новая коронавирусная инфекция”», — рассказал Сергей Авдеев.
Есть-то они есть, но Аркадий Каплина, сдавал кровь на антитела и все равно получил отрицательный результат. Получается, и это не гарант? Получается, так, подтверждает директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Петр Яблонский: «Антитела у кого-то вырабатываются через неделю, а у кого-то и через месяц их нет. Не у всех вырабатываются, неодинаковый титр, но главное — антитела разные: нейтрализующие антитела убивают вирус, незрелые мирно с ним сотрудничают».
Разумеется, не обходится в этом вопросе и без фактора халатности со стороны специалистов лаборатории, курьеров, секретарей и других причастных к проведению исследования, поделился с “Ъ FM” глава Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии Денис Колбасов. При этом ложноотрицательные результаты — не единственный вид неточностей в случае с ПЦР-тестами. Куда чаще врачи имеют дело с ложноположительными случаями, продолжает эксперт: «ПЦР является высокочувствительным методом, может выявлять и нежизнеспособный вирус, то после того, как вируса уже нет, какое-то время в организме человека может циркулировать его генетическая информация. То есть инфекционного начала нет, а вот ПЦР до сих пор выявляет РНК.
Поэтому здесь зависимость скорее обратная, иногда ПЦР может выдавать результаты положительные, при этом человек уже не является источником вируса».
Сопоставим цифры и факты: в общей сложности у Аркадия было четыре теста, но положительный только один. Может, это он был ложным? Эту версию подтверждают слова внештатного эксперта Минздрава Сергея Авдеева. Несмотря на то, что многие относят потерю вкуса и обоняния к специфическим для COVID-19 симптомам, на самом деле они встречаются и при других вирусных заболеваниях. Например, при гриппе. Так что, сколько именно людей, входящих в официальную статистику по заболеваемости, переболели именно коронавирусом, остается загадкой.
По официальным данным, на текущий момент в России провели больше 63 млн тестов. И почти в 3% случаев была выявлена коронавирусная инфекция.