Фабрика грез поработает в Кремниевой долине
Google и Facebook перенимают технологии и приглашают специалистов из киноиндустрии
В последнее время американские технологические корпорации, развивающие сферу дополненной и виртуальной реальности, нередко нанимают людей из киноиндустрии и используют голливудские наработки. Apple, Google, Facebook и другие компании активно привлекают разработчиков визуальных эффектов из киноиндустрии, переживающей сейчас не лучшие времена.
Визуалы и виртуалы
Визуальные технологии, использованные при создании голливудских блокбастеров, таких как «Аватар» и «Звездные войны», находятся на очень высоком уровне, так что хайтек-корпорации нанимают специалистов по визуальным эффектам из кинокомпаний и покупают развиваемые там технологии, пишет The Wall Street Journal. Среди компаний, которые прибегают к этому,— Apple, Google, Facebook. Речь идет в первую очередь о наполнении AR- и VR-платформ качественным визуальным контентом, персонажами и декорациями, сходными с теми, которые используются в фильмах или видеоиграх.
Как пишет WSJ, технологические корпорации нередко нанимают специалистов такого рода из компаний, занимающихся созданием визуальных эффектов и компьютерной анимации для кино. Среди таких компаний — Industrial Light & Magic (работала в числе прочего над «Звездными войнами» и супергеройскими фильмами Marvel Studios), Digital Domain (также сотрудничает с Marvel) и Weta Digital (среди ее работ в сфере визуальных эффектов — «Властелин колец» и «Джуманджи: Новый уровень»).
Примером таких технологий является так называемая LightStage — технология «захвата» изображений и движений реальных объектов и создания на их основе объектов компьютерной графики, используемая в кино и при производстве видеоигр.
Изначально технология была разработана еще в конце 1990-х в Университете Южной Калифорнии командой под руководством одного из пионеров в сфере компьютерной графики Пола Дебевека. Основой технологии является устройство, представляющее собой шар диаметром два с половиной метра, оснащенный 14 тыс. лампочек и 40 камерами. С его помощью создается своего рода «цифровая копия» лица актера, повторяющая его мимику. В 2017 году Google с помощью господина Дебевек создала такое устройство большего размера, которое может «захватывать» всего человека с движениями и создавать его копию в цифровой реальности с помощью компьютерной графики, что может быть использовано в AR- и VR-платформах.
Еще один пример — покупка корпорацией Apple технологии, разработанной группой ученых Университета Южной Калифорнии во главе со специалистом по компьютерной графике и компьютерному зрению Хао Ли. Речь идет о технологии, отслеживающей выражение лица и мимику конкретного человека, она была разработана для киноиндустрии. Apple применила эту технологию при создании Animoji — эмодзи, копирующих мимику и выражения лица конкретного пользователя. Некоторые разработчики, принимавшие участие в создании этой технологии, перешли на работу в Apple.
Антивирусный кризис-менеджмент
Одним из основных преимуществ технологических компаний для такого рода разработчиков становятся деньги: технические специалисты в Голливуде зарабатывают сравнительно мало при ненормированном рабочем дне и слабых гарантиях занятости. Это связано и с тем, что в последние годы сфера создания визуальных эффектов для киноиндустрии переживает не лучшие времена. Хотя применение таких технологий в кино растет, доходы здесь падают, прежде всего из-за все более острой конкуренции в этой сфере, в том числе с компаниями, работающими над такими технологиями на развивающихся рынках. Тем более актуальным это может стать теперь, когда с началом пандемии COVID-19 киноиндустрия в целом страдает от отмены премьер, конкуренции со стриминговыми платформами и общего снижения покупательной способности людей.
Таких проблем нет в случае хайтек-гигантов, вкладывающих миллиарды долларов в развитие AR- и VR-технологий, это привлекает в них талантливых специалистов из киноиндустрии, уставших от сравнительно низких заработков и неопределенности.
По прогнозам исследовательской компании IDC, в ближайшие пять лет эта сфера будет расти в среднем на 76,9% в год, а к 2024-му рынок AR- и VR-технологий, в прошлом году составлявший $7,9 млрд, достигнет $136,9 млрд.
По подсчетам консалтинговой компании Accenture, расходы компаний на иммерсивные технологии, или технологии расширенной реальности (сюда входят и дополненная, и виртуальная реальность), увеличатся с $21 млрд в 2020 году до $121 млрд в 2023-м.
Пандемия дала дополнительный толчок развитию AR- и VR-технологий: некоторые компании пробуют перевести в виртуальную реальность концерты, спортивные соревнования или рабочие встречи. Кроме того, многие эксперты говорят о том, что новой основной платформой, которая заменит смартфоны, могут стать более продвинутые, чем сейчас, очки дополненной реальности, об этом в своих прогнозах на 2020-е годы говорил и основатель Facebook Марк Цукерберг. «Мир нашего смартфона становится таким насыщенным, таким богатым. Мы проводим так много времени, глядя в этот экран, мы мало что можем сделать с этим. Следующее — превратить мир в экран, это то, что предлагает дополненная реальность»,— считает и Марк Пеши, разработчик VR-систем, сотрудничавший с Apple, Microsoft и Sony.
Художники тоже хотят есть
«Сложно заработать так много денег, работая над визуальными эффектами. Много самых талантливых людей, которых я встретил в сфере создания визуальных эффектов, перешли в технологическую отрасль»,— рассказывает Пол Дебевек. Господин Дебевек преподает в Университете Южной Калифорнии, он работал над визуальными эффектами в таких фильмах, как «Аватар», «Матрица» и «Кинг-Конг», а несколько лет назад его наняли на работу в Google — в группу, работающую с технологиями виртуальной реальности. По словам господина Дебевека, корпорация наняла еще троих участников его команды. «Разница в том, что в технологической сфере к вам в намного большей степени относятся как к человеку»,— цитирует WSJ еще одного специалиста в сфере визуальных эффектов, сейчас работающего над развитием AR-платформы в одной из крупных технологических компаний.
Не все считают такой переход специалистов из киноиндустрии в технологии положительным моментом. По мнению Шошаны Зубофф, заслуженного профессора в отставке Гарвардской школы бизнеса и автора книги «Эпоха надзорного капитализма», это еще один пример того, «как технологические империи могут загнать в угол интеллектуальный труд». Она сравнивает этот процесс с тем, как технологические корпорации, разрабатывая технологии искусственного интеллекта, переманивали ученых из университетов и госучреждений.