Выкинули номер
Пермским отелям снова не хватает постояльцев
Вторая волна эпидемии коронавируса накрыла региональные гостиницы. Из-за роста заболеваемости в октябре число постояльцев в отелях стало сокращаться. К нынешнему моменту загрузка заведений снизилась до 10–30%, а выручка упала на 30–70%. Участники рынка говорят, что в некоторых заведениях уже снимают бронирование номеров, отказываются от заселения групп. Гостиницы продолжают работать в прежнем режиме, ведь закрывать отель еще дороже, чем содержать открытым.
Этой осенью, на фоне второй волны коронавирусной инфекции, в пермских гостиницах снова снижается выручка и число постояльцев. В октябре — начале ноября загрузка отелей снизилась до 10–30%, а выручка упала на 30–70%. По словам отельеров, опрошенных “Ъ-Прикамье”, нынешние показатели стремятся к весенним «нулевым» уровням.
В апреле, после введения в Прикамье режима самоизоляции из-за заболеваемости коронавирусной инфекцией, местные отели простаивали, а их владельцы несли убытки, несмотря на то что работу гостиниц не запрещали. Отели обслуживали только командировочных с подтверждающими документами. С послаблениями режима число постояльцев в отелях росло, а 5 августа краевые власти сняли ограничения с этого сегмента.
По данным Пермьстата, с января по июль прибыль региональных гостиниц и предприятий общепита составила лишь 15 млн руб., а убытки равнялись 171,3 млн руб. Доля убыточных предприятий в этом сегменте за январь — июль составила 71,4% от общего количества, прибыльными оказались лишь 28,6% компаний. Сальдированный результат деятельности гостиниц и организаций общепита за этот период отрицательный и равен 156,3 млн руб.
Летом некоторые отели смогли поправить свое положение, рассказали “Ъ-Прикамье” участники рынка. Директор гостиницы «Чусовская» Станислав Кернер отметил, что за счет путешествующих, в том числе в южные регионы, в Западную Сибирь, заполняемость гостиницы была даже более 30%. В сентябре в гостинице «Чусовская» проживали участники футбольных турниров, которые проводились в Чусовом. «Мы — единственная в городе гостиница, которая может разместить сто с лишним человек»,— пояснил господин Кернер.
В Holiday Inn (Пермь) в сентябре — начале октября выручка и заполняемость составляли 50% от прошлогодних показателей. «Показатели в сентябре отрицательные, но в нынешних условиях это было не так уж плохо»,— заметил представитель владельцев Holiday Inn Сергей Сташков.
В Four Elements Perm самая низкая загрузка пришлась на апрель-май (5–30%). «В июне мы уже увидели небольшую динамику роста бронирований, и к августу загрузка выросла примерно до 40–60%, когда были сняты основные ограничения»,— рассказала генеральный менеджер Four Elements Perm Мария Ермакаева. По словам госпожи Ермакаевой, несмотря на то что осень — самое благоприятное время для отельного бизнеса в Перми, гостиница все еще не может достигнуть показателей предыдущих лет. Выручка Four Elements Perm за сентябрь-октябрь упала в среднем на 30%.
«Август-сентябрь мы сработали неплохо, выполнили финансовый план, а вот в октябре уже „провалились“. Даже минимального показателя рентабельности в 25% не достигли, выполнили только 84% этого показателя»,— рассказал Станислав Кернер из «Чусовской». Сейчас «Чусовская» заполнена в среднем на 20%, выручка упала на 30%. В Holiday Inn наблюдают отмену бронирования номеров и отказ от заселения групп постояльцев. Сейчас отель заполнен на 10–20% в зависимости от дня недели, выручка упала на 70%.
Мария Ермакаева из Four Elements Perm обратила внимание, что в условиях пандемии гостиничный бизнес страдает в первую очередь. Массовые мероприятия и концерты под запретом. На многих предприятиях введены запреты на командировки. Встречи и конференции перевели в онлайн-режим. Все это влияет на снижение загрузки в гостиницах. Несмотря на сокращение числа проживающих, гостиницы работают в обычном режиме. «Закрывать отель и ставить там охрану иногда стоит дороже, чем продолжать работать и содержать администраторов,— сообщил Сергей Сташков из Holiday Inn.— Сейчас мы возвращаемся к майским показателям — очень-очень плохим, когда падение составляло 90% относительно сопоставимого периода».
Генеральный менеджер Four Elements Perm полагает, что во время второй волны коронакризиса часть местных мини-отелей может временно закрыться. При этом, по мнению Марии Ермакаевой, самый сложный период отрасль пережила весной.
Директор гостиницы «Чусовская» Станислав Кернер считает, что в декабре учреждение сможет улучшить свое положение, если в регионе не будут ужесточать эпидемиологические меры. «В нашем городе на зиму запланировано много спортивных соревнований, бронь на номера в декабре хорошая,— объяснил собеседник, добавляя, что в гостинице будут проживать участники соревнований.— Если в первой декаде декабря выпадет снег и соревнования состоятся, то к концу года наше положение поправится».