Полпред маленьких людей
Умер Михаил Жванецкий
На 87-м году жизни умер писатель Михаил Жванецкий. Его можно было бы назвать артистом оригинального жанра, если бы сам по себе он не был человеком-жанром. Автор разошедшихся на присказки сотен сатирических и юмористических миниатюр — которые сначала исполняли Аркадий Райкин, Роман Карцев и Виктор Ильченко, а затем сам автор,— был для позднесоветской интеллигенции такой же культовой фигурой, как и Владимир Высоцкий.
Писатель-сатирик Михаил Жванецкий
Фото: Светлана Скрыль, Коммерсантъ
Серьезные филологи сравнивали «несерьезного» Жванецкого с Михаилом Зощенко. Оба они придали абсурдистский драматизм, если не трагизм, мещанскому косноязычию, возвысили его до статуса полноценной литературы. Перекличка эпох отмечена точно: Жванецкий — с его легендарным, видавшим виды портфелем, набитым рукописями,— «родом» из 1920-х. Не только и не столько в силу происхождения: русская литература 1920-х тоже прирастала колоритными одесситами. Жванецкий сам напоминал персонажа той литературы.
Ильф и Петров философствовали: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "Полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У обитателей этого мира стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода».
Жванецкий был именно полпредом маленького мира маленьких людей, пытающихся как-нибудь прожить в мире «справочек», профсоюзных собраний на ликероводочном заводе, потребительских страстей, бушующих в магазинных подсобках.
Они мечтали попасть на склад, где «все есть», или оказаться в группе «подопытных», которым ничего не надо делать, кроме как тратить безграничные суммы денег. Они вполне разделяли романтическую веру в то, что человек рожден для счастья, как птица для полета, только интерпретировали ее по-своему. Их птицей счастья был тот попугай-матерщинник, что, «пролетая над Череповцом», посылал всех к такой-то матери.
Они изъяснялись полунамеками и эвфемизмами, пересекая языковую грань, за которой исчезали сам предмет разговора и идентичность собеседников, как в легендарной миниатюре о грузине-студенте по имени Авас. Лучшие тексты Жванецкого конца 1960-х (его первый спектакль «Светофор» увидел свет в ноябре 1967-го) и 1970-х — законченные мини-пьесы абсурда в духе Ионеско, которые и вовсе выходили далеко за рамки насмешки над советским бытом.
«Я так стар и спокоен… что желаю вам счастья»
Тексты Михаила Жванецкого за 2020 год в «Огоньке»
Но была еще одна нить, которая связывала его с эпохой нэпа. Его золотое время — годы, которые можно назвать годами брежневского неонэпа. В СССР сложилось полноценное, но застенчивое, общество потребления. Смеясь над этим обществом, построенном по принципу «ты — мне, я — тебе», Жванецкий был плотью от его плоти в буквальном смысле: его то ли герои, то ли антигерои со смаком потребляли его самого, как потребляли дефицитную жратву. И эта двойственность статуса придавала счастливой судьбе Жванецкого даже драматизм.
Конечно, его обожала не только советская буржуазия, гениальные решалы — тип, выведенный в сюрреалистическом скетче «Специалист». Далеко не ограничивалась его аудитория и зрителями райкинского Театра миниатюр, где Жванецкий в 1964—1970 годах работал завлитом, а затем — одноименного одесского театра. Он был желаннейшим гостем на полуофициальных вечерах в принадлежавшем ленинградскому МВД ДК имени Дзержинского, институте академика Капицы, бесчисленных «почтовых ящиках». И еще — на том, что в 1970-е еще не называли корпоративами. И еще — на квартирах тех самых людей, которым Высоцкий в те же годы пел свою «Охоту на волков».
Высоцкий и Жванецкий, Жванецкий и Высоцкий — два лика одной эпохи, одной странной и увлекательной советской культуры-айсберга. Только в отличие от Высоцкого Жванецкий эту культуру пережил как человек, но как феномен остался в ней целиком.
Фотогалерея
«Так все же умерли — и ничего. Живут!»
Михаил Жванецкий родился в Одессе 6 марта 1934 года в семье врачей. Отец был хирургом, мать — стоматологом. В 1956 году окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов»
Фото: Алексей Бойцов / РИА Новости
«Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом»
Параллельно с учебой занимался художественной самодеятельностью. Основал театр «Парнас-2», где выступал вместе с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, показывая свои монологи и миниатюры
Фото: Николай Адамович и Иван Куртов / ТАСС
В 1956–1960 годах сатирик работал механиком в Одесском морском торговом порту, а также инженером по подъемно-транспортным механизмам на заводе «Продмаш». Вскоре перешел на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1963 году познакомился с Аркадием Райкиным. Тот включил произведения господина Жванецкого в репертуар, а в следующем году пригласил талантливого сатирика в свой театр на должность заведующего литературной частью
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1969 году под руководством Аркадия Райкина театр поставил подарившую известность господину Жванецкому программу «Светофор», составленную из произведений сатирика. Он продолжал писать миниатюры для Романа Карцева и Виктора Ильченко, но вскоре решил покинуть театр
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие, готовые свернуть ему шею»
В период работы в театре Михаил Жванецкий написал более 300 миниатюр и монологов
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«В каждой крупной личности есть что-то мелким шрифтом»
В 1972 году Михаила Жванецкого пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии «Эрмитаж») на должность помощника главного режиссера. В эти годы он приобрел всесоюзную известность
На фото: с певицей Аллой Пугачевой
Фото: Коммерсантъ / Владимир Додонов
В 1988 году открыл свой театр миниатюр в Москве, став его художественным руководителем
На фото: c президентом РФ Борисом Ельциным (слева) во время праздничного концерта, посвященного Дню независимости России, 1992 год
Фото: Глеб Гаранич
«Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно»
С декабря 2000 по июль 2001 года в паре с поэтом Вадимом Жуком принимал участие в программе «Простые вещи» на РТР
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
«Весь день не спишь, всю ночь не ешь — конечно, устаешь…»
Михаил Жванецкий — автор книг «Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Когда нужны герои» (1992), «Моя Одесса» (1993) и других
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
«Женщина — это создание, которое нужно Любить. Не умеешь любить — сиди и дружи!»
Сатирик с 2002 по 2019 год был ведущим телепередачи «Дежурный по стране» на телеканале «Россия 1». Супруга Михаила Жванецкого — Наталья Сурова, в браке появился сын Дмитрий. Также у сатирика несколько внебрачных детей
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
Господин Жванецкий — лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2001), лауреат независимой премии «Триумф» (1994). Президент Всемирного клуба одесситов. Почетный гражданин города Одесса
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Михаил Жванецкий награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Народный артист Украины (1999) и Народный артист Российской Федерации (2012)
На фото: с президентом России Владимиром Путиным во время вручения наград
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
«Ну хоть пять минут в сутки подумайте о себе плохо»
В последнее время сатирик жил в Москве, писал для журнала «Огонек». В октябре 2020 года он решил прекратить выступления перед публикой из-за своего возраста, а также ликвидировал статус индивидуального предпринимателя
Фото: Коммерсантъ / Иван Коваленко
«Концов счастливых не бывает. Если счастливый – значит, не конец»
6 ноября 2020 года сатирик скончался на 87-м году жизни. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
«Так все же умерли — и ничего. Живут!»
13 февраля 2024 года в центре Ростова-на-Дону был открыт памятник Михаилу Жванецкому, первое выступление которого, по словам губернатора области, прошло именно здесь
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»