Новое энергетическое доминирование
Юрий Барсуков о последствиях победы Джо Байдена для нефтяного рынка
Пока финансовые рынки уже который день активно растут в ожидании победы Джо Байдена на выборах президента США, более долгосрочные последствия его избрания для нефтегазового рынка остаются неясными. О чем можно говорить с уверенностью — демократические администрации в Белом доме всегда меньше беспокоили вопросы нефтяного рынка, чем республиканские.
В своей прощальной речи в 2016 году Барак Обама презрительно назвал Россию слабой страной, торгующей только нефтью, газом и оружием. Дональд Трамп, однако, нисколько не считал торговлю нефтью и газом признаком слабости — напротив, он провозгласил эру «энергетического доминирования» США, хотя сланцевая революция, давшая ей основу, произошла именно при демократах. Дональд Трамп не стеснялся откровенно защищать интересы американских экспортеров энергоресурсов, навязывая поставки ЕС и Китаю в ходе торговых переговоров, а также уничтожать конкурентов, используя весь доступный санкционный инструментарий. Именно при нем Вашингтон заблокировал поставки нефти из Венесуэлы и Ирана, а также крайне затруднил завершение строительства газопровода «Северный поток-2».
С другой стороны, считая США лидером мирового нефтегазового рынка, господин Трамп также полагал нужным, насколько мог, решать его проблемы — так, именно по его настоянию была заключена сделка ОПЕК+ между Россией и Саудовской Аравией, предотвратившая коллапс нефтяных цен этой весной. Без участия американского президента и давления, которое Вашингтон оказал на обе стороны, договориться так быстро не удалось бы.
Крайне сомнительно, чтобы Джо Байден, учитывая его жесткую идеологическую позицию в отношении и Москвы, и Эр-Рияда, станет заботиться о стабильности сделки ОПЕК+. А она выглядит очень хрупкой — 9 ноября наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман прозрачно намекнул, что участники ОПЕК+ готовы пойти на дополнительное сокращение добычи нефти, хотя, по данным “Ъ”, Россия такой шаг не поддерживает.
Вероятно, при Джо Байдене США вернутся в целом к политике свободного рынка и не будут любыми способами поддерживать свои нефтегазовые компании в ущерб политическим отношениям с союзниками. Вашингтон также перестанет постоянно напоминать миру о своем «энергетическом доминировании».
Однако тот факт, что США — крупнейший в мире производитель нефти и газа, никуда не денется. Сознательный отказ Вашингтона от координации действий с другими крупными игроками в период, когда спрос в мире беспрецедентно сократился из-за пандемии, может заставить нефтяников от Техаса до Западной Сибири пролить многие баррели горьких слез в ожидании того, когда свободный рынок сам себя сбалансирует.