Метрополитену добавили денежную линию
Но дополнительных средств все равно не хватит на строительство новых станций
В Законодательное собрание Петербурга внесена поправка губернатора Александра Беглова ко второму чтению проекта закона о бюджете на 2021–2023 годы. В частности, вносятся изменения в адресную инвестиционную программу, согласно которой расходы на строительство метрополитена в 2021 году увеличатся до 10 млрд рублей, в 2022 году — до 15 млрд рублей. Эти деньги направят на реализацию текущих контрактов, поскольку начинать новое строительство с ограниченными средствами, растягивая финансирование на года, нецелесообразно, говорят источники “Ъ”.
На первом этапе чтения бюджета в ЗакСе на строительство подземки было заложено 7,4 млрд рублей в 2021 году и 11,9 млрд рублей на 2022 год — таким образом, финансирование увеличено на 35% и 26% соответственно. С учетом дополнительных потребностей комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) запрашивал финансирование на 2021 год в объеме 25 млрд рублей и на 2022-й — 32 млрд рублей, уточнил источник “Ъ” в ведомстве. На эти средства планировали продолжать строительство «коричневой», «оранжевой» и «фиолетовой» ветки.
«На те деньги, которые в итоге выделяются, возможно только продолжать строительство текущих линий. Объявлять новые конкурсы нецелесообразно, потому что этого мало, а растягивать ограниченное финансирование на годы не имеет смысла»,— заявил собеседник “Ъ” в КРТИ, подчеркнув, что разница в 15 млрд рублей между заявкой комитета и согласованными расходами бюджета — это объем программы нового строительства. Он называет средства, добавленные на новые контракты, «копейками», предполагая, что часть из них, вероятно, будет использована для начала строительства станций в 2022 году.
Сейчас КРТИ ведет проектирование участка Фрунзенско-Приморской линии («фиолетовая» ветка) от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект», участка Невско-Василеостровской линии («зеленая») от станции «Улица Савушкина» до станции «Зоопарк», Красносельско-Калининской линии («коричневая») от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» с электродепо «Красносельское», а также второго вестибюля станции «Василеостровская» и второго вестибюля станции «Балтийская».
По планам Смольного, доходы бюджета в 2021 году составят 651,7 млрд рублей, расходы — 741,3 млрд рублей, дефицит — 89,6 млрд рублей.
Как сообщал ранее “Ъ” глава КРТИ Андрей Левакин, при достаточном объеме финансирования в 2023 году планируются к открытию станции «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская» (см. “Ъ” от 23.10.2020). Далее в планах работы ведомства — строительство станций «Туристская», «Шуваловский проспект» (сдвоенная станция на Невско-Василеостровской и Фрунзенско-Приморской линиях), «Театральная», «Кудрово».
Экс-глава города Георгий Полтавченко заявлял, что на строительство метрополитена будет выделяться до 30 млрд рублей ежегодно. Впрочем, объясняли чиновники в городской администрации, такой объем средств из-за финансовых проблем не готов осваивать генподрядчик — ОАО «Метрострой». Сейчас же таких объемов нет в бюджете, отмечает собеседник “Ъ”. Кроме того, на данный момент в отношении «Метростроя» введена процедура наблюдения. Вероятно, продолжением строительства метро в городе займется созданное Смольным и банком ВТБ совместное предприятие (см. “Ъ” от 14.10.2020).
Если средства готовы были выделять и ранее, то ничто не мешало привлечь к строительству метро другого подрядчика, а не только «Метрострой», возражает собеседник “Ъ” в компании. До начала работы на стадионе «Газпром Арена» в 2016 году, уверен источник “Ъ”, «Метрострой» мог осваивать больше. «Дело не столько в подрядчике, сколько в отсутствии проектов под заявленное еще при Валентине Матвиенко (губернатор Петербурга в 2003–2011 году.— “Ъ”) финансирование в объеме 30 млрд рублей в год и административной слабости в этой сфере. Необходимо координировать усилия многих комитетов и служб, как городских, так и федеральных, освобождать земли под стройку, получать положительные заключения экспертизы»,—- перечисляет собеседник “Ъ”.
Главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов согласен, что основные проблемы развития метро связаны не столько с финансированием, сколько с медленным проектированием и согласованием проектов. Однако, надеется он, рост финансирования вместе со сменой подрядчика должны оказать позитивное влияние на ход строительства, если новая компания будет «более эффективной в финансовом плане».