Дело рук самих утопляющих
Минтранс разработал подъемные механизмы для затонувших судов
Как выяснил “Ъ”, Минтранс подготовил законопроекты, которые должны решить проблему затонувших судов. Помимо ужесточения ответственности и правил подъема затопленного имущества для судовладельцев предлагается разработать отдельный порядок для бесхозных судов — за них придется отвечать регионам. В отрасли полагают, что вопрос подъема затонувшего флота не может быть решен без выделения дополнительных бюджетных средств.
Минтранс разработал законопроекты, регулирующие вопросы подъема и утилизации судов, затонувших в море и на внутренних водных путях. Речь идет о внесении изменений в кодексы торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и об административных правонарушениях. Документы направлены в правительство главой Минтранса Евгением Дитрихом 6 ноября (копия есть у “Ъ”).
Министерство предлагает ввести новый порядок учета, подъема и уничтожения затопленного имущества.
Собственник затонувшего судна должен будет в течение месяца известить капитана порта о случившемся, еще месяц дается капитану на установление условий и срока подъема судна. Суда, создающие угрозу безопасности мореплавания, наносящие ущерб или препятствующие рыболовству, должны быть подняты в течение трех месяцев, а если угрозы нет, то за полгода. За отказ от поднятия и уничтожения затонувшего судна штраф для юридических лиц составит 5–10 млн руб., а за утилизацию путем затопления — 0,6–1 млн руб.
Отдельно описан механизм определения «бесхозных» затопленных судов, за которые будет отвечать регион в соответствии с порядком, который правительству еще предстоит установить.
Также правительство определит критерии возмещения расходов на учет, подъем и уничтожение таких судов. Похожие требования будут применяться и к затопленному флоту на реках.
В Минтрансе “Ъ” подтвердили разработку законопроектов и направление их в правительство. Как следует из письма Минприроды от 2 ноября (копия есть у “Ъ”), министерство поддержало предложения Минтранса. При этом Минприроды предложило уточнить перечень сведений, который требуется от собственника затонувшего судна для определения угрозы и ущерба водной среде. Кроме того, министерство предлагает учитывать в сроках подъема затонувшего имущества время проведения экологической экспертизы.
Проблема затонувших бесхозных судов не решается несколько десятилетий, хотя некоторые такие суда мешают судоходству и загрязняют водоемы топливом (см. “Ъ” от 15 августа 2018 года). В последний раз тема поднималась в августе премьером Михаилом Мишустиным во время поездки на Дальний Восток. В конце августа Минтранс опубликовал законопроект по присоединению РФ к Найробийской конвенции, предусматривающей универсальный механизм страхования ответственности за удаление затонувших судов.
Наиболее тяжелая ситуация с затонувшим флотом — на Дальнем Востоке.
По данным Минприроды, там затоплено более 545 судов. На внутренних водных путях Росморречфлот насчитывал более 1,5 тыс. затонувших судов. В пояснительной записке к законопроектам Минтранс отмечает, что бесхозные суда обычно не представляют ценности, так как стоимость металлолома не компенсирует затраты на подъем. Каждый судоподъем является уникальной технологической операцией, в связи с чем установить единые требования к его порядку невозможно, говорится в документе.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников опасается, что теперь компаниям придется дополнительно доказывать в каждом случае потери судна, что оно не было затоплено преднамеренно — в целях утилизации. Источники “Ъ” в судоходной отрасли считают, что изменения законодательства могут решить проблему с затоплением судов в будущем, но не ликвидировать бесхозные кладбища флота.
Надежда Малышева из «Портньюс» считает, что решение о подъеме бесхозного флота должно в каждом случае приниматься индивидуально. Стоимость таких операций очень высока и не все местные бюджеты будут готовы их выполнять, полагает эксперт.