Колония расставит декорации для Михаила Ефремова
В каком учреждении актер будет отбывать наказание
Михаил Ефремов будет отбывать наказание в Белгородской области. В Общественной наблюдательной комиссии Москвы “Ъ FM” сообщили, что актера уже этапировали в этот регион. Скорее всего, его отправят в исправительную колонию №4 — она единственная в области предназначена для впервые осужденных. Актер хотел остаться в хозотряде московского СИЗО №5, но его пожелание, по всей видимости, не учли. Что ждет Ефремова в белгородской колонии? Об этом — Сергей Гусев.
Забор с колючей проволокой, вышки с автоматчиками, бараки — примерно в таких декорациях Михаил Ефремов, судя по всему, проведет ближайшие несколько лет. Суд приговорил его к 7,5 годам колонии по делу о смертельной аварии. Летом актер выехал на встречку на Садовом кольце, столкнувшись с грузовиком. Водитель умер в больнице. А в крови Ефремова нашли следы алкоголя и наркотиков. Теперь в колонии актер каждый день сможет видеть плакат с надписью: «Алкоголь — развлечение для бедных, наркотики — для слабых, спорт — для сильных».
Но заниматься Ефремов собирался не спортом. Еще в СИЗО у него возникла идея создать русский тюремный театр. Она, кстати, вполне может получить поддержку руководства колонии, считает полковник ФСИН в отставке Василий Макиенко: «Человеку, который привык жить богемной жизнью, сложновато адаптироваться к условиям режима, когда подъем в 6 часов, построение, на завтрак, на обед и так далее. Все строем ходят, надо подчиняться начальнику отряда, администрации. Но если он сможет к этому адаптироваться, то его потенциал грех не использовать для воспитательной работы».
Правда, колония неформально считается спортивной, здесь есть даже поле, видавшее звезд отечественного футбола. В ИК-4 сроки отбывали Павел Мамаев и Александр Кокорин. Два года назад они побили несколько человек в двух пьяных драках в центре Москвы. Возможно, Ефремова заинтересовала бы колония №6 — там, говорят, недавно даже показывали видеоспектакли «Гамлет» и «Король Лир». Но она для тех, кто в заключении уже бывал, так что самый вероятный вариант — это все же ИК-4. Колония рассчитана на 1111 человек. По данным “Ъ”, 90% обитателей сидят за кражи или наркотики, в основном это молодые люди. Стать ближе к вечному они могли и так: в колонии есть клуб, храм и библиотека, в которой среди прочего «1984» Джорджа Оруэлла, «Тошнота» Жана-Поля Сартра и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса.
Но посмотреть, а то и поучаствовать в театральных постановках они в любом случае захотят, говорит ответственный секретарь ОНК Москвы Алексей Мельников: «Как правило, при каждом месте принудительного содержания имеется какой-никакой концертный зал, где-то меньше, где-то больше. Как еще себя развлекать, если из развлечений только чтение, телевизор? Самодеятельность — это неотъемлемая часть досуга заключенного».
Театральные постановки в колониях — редкость, чаще заключенные организуют группы и выступают с песнями. Композиции, кстати, нужно согласовывать. Поэтому Михаилу Ефремову также, видимо, придется нести пьесы начальству, продолжает отставной полковник ФСИН Василий Макиенко: «Я думаю, это будет решать не только руководство колонии, наверное, и управление, а, может быть, даже во ФСИН поинтересуются. Будут смотреть, чтобы это не носило какой-то характер блатной романтики, не было какой-то политизации ненужной, чтобы это работало на те цели и задачи, ради которых существует уголовно-исполнительная система. Может быть, не напрямую, может быть, даже косвенно. Сами понимаете — разумное, доброе, вечное».
Но даже если с театром не получится, всегда можно или поучиться, или подзаработать. В колонии есть профучилище, оно готовит, например, каменщиков, электросварщиков и машинистов компрессорных установок. А предприятия при колонии выпускают среди прочего одноразовые защитные костюмы, муку, горох, лавочки, мангалы и стиральный порошок.
В 30-е годы на месте ИК-4 была ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники. Во время войны оккупационные войска Третьего рейха создали там концлагерь. А с 60-х годов это место стало исправительной колонией сначала усиленного, затем общего режима.