11 ноября 2000 года в австрийском туристическом поселке Капрун произошел пожар на фуникулере, в результате которого погибли 155 человек. Это происшествие стало одной из самых крупных катастроф в послевоенной истории Австрии и сильно ударило по туристической отрасли. Как развивались события — в фотогалерее «Ъ».
Фуникулер для подъема на гору Кицштайнхорн в Капруне был открыт в 1974 году. В 1993 году он был модернизирован: вагоны приобрели футуристический вид, поставлена гидравлическая система и кабинные обогреватели для контролеров. Поезда обслуживали более 1 тыс. человек в день и считались одними из самых современных на альпийских курортах того времени
Фото: Faistauer / AP
11 ноября 2000 года около 9 часов утра по местному времени дефектный прибор обогрева в последнем вагоне фуникулера вызвал возгорание масла, вытекавшего из неисправной тормозной системы поезда
Фото: Kerstin Joensson / AP
В результате переполненный состав со 161 человеком, поднимавшийся в гору, загорелся за несколько секунд до его входа в туннель
Фото: Uwe Lein / AP
Пассажиры стали задыхаться от угарного газа. В вагоне не было стоп-крана, детекторов дыма, а огнетушители были в запертой кабине. Поезд автоматически остановился, проехав 600 метров после входа в туннель. Это произошло из-за снижения давления в тормозной системе. Загорелся пластиковый пол и вытекшее масло
Фото: Kerstin Joensson / AP
В этих условиях 12 человек, среди которых был бывший пожарный, разбили стекло лыжной палкой и стали спускаться вниз по туннелю. В итоге только они смогли выжить
Фото: Kerstin Joensson / AP
В то же время контролеру одного из вагонов удалось выпустить 149 человек, которые решили пойти вверх. В это время сотрудники станции увидели исходящий из туннеля дым и решили выяснить, что происходит. Открытые двери создали тягу, в результате чего скорость распространения дыма достигла 144 км/ч. Все 149 человек в туннеле погибли либо от огня в вагонах, либо задохнувшись в нескольких десятков метров от них. Также в параллельно идущем вниз поезде умерли проводник и единственный пассажир
Фото: Uwe Lein / AP
Дым быстро поднялся на 2,5 километра вверх по тоннелю до станции и ресторана, где задохнулись еще три человека
Фото: Georg Koechler / AP
Тела многих погибших были настолько обгоревшими, что установить их личность смогли только в результате экспертизы ДНК
Фото: Reuters
После известия о катастрофе были закрыты все горнолыжные курорты Австрии, началась проверка всех эксплуатируемых в туристической отрасли машин и механизмов. Правительство создало комиссию для расследования причин трагедии. К экспертизам и проверкам привлекли зарубежных специалистов
Фото: Kerstin Joensson / AP
Было возбуждено дело, на скамье подсудимых оказались 16 человек, представлявших эксплуатационную компанию фуникулера в Капруне. Суд обвинял их в халатности, но итоге оправдал
Фото: Kerstin Joensson / AP
Родственники жертв пожара в Капруне прибыли на опознание тел погибших в тот же день
Фото: Reuters / MICHAEL DALDER
Обгоревший туннель и то, что осталось от фуникулера, оставались в течение 10 лет почти в нетронутом виде
Фото: Franz Neumayr / AP
Жители поселка Капрун и родственники во время панихиды по жертвам катастрофы
Фото: Michael Dalder / Reuters
Спасатели несколько дней искали останки жертв в туннеле фуникулера На фото: работы 14 ноября 2000 года
Фото: Franz Neumayr / Reuters
Обгоревшие останки погибших в Капруне были упакованы в специальные ящики
Фото: Franz Neumayr / Reuters
Гробы 155 жертв пожара на фуникулере для подъема на гору Китцштайнхорн. Флаги указывают на национальности погибших — 92 австрийца, 37 немцев, 10 японцев, 8 американцев, 4 словенца, 2 голландца, 1 британец и 1 чех
Фото: Franz Neumayr / AP
Панихида по погибшим в Капруне 19 ноября 2000 года
Фото: Thomas Langer / AP
Фуникулер на месте катастрофы восстанавливать не стали, а оставшиеся от него станции переделали для использования другой канатной дороги
Фото: Kerstin Joensson / AP
Судебные разбирательства продолжались более трех лет. Были рассмотрены все версии произошедшего, даже теракт. В итоге суд вынес решение, что причиной катастрофы стало «трагическое стечение обстоятельств» На фото: судья Манфред Зайс (в центре) 19 февраля 2004 года, перед вынесением приговора по делу о пожаре в Капруне
Фото: Alexandra Winkler / Reuters
11 ноября 2004 года на месте пожара был официально открыт мемориал погибшим. Блоки открытых стеклянных стел расположены напротив станции Глетчербанен. Разноцветные полоски на них символизируют людей, погибших в Капруне. Каждая прорезь посвящена конкретному человеку
Фото: Kerstin Joensson / AP