Промышленники оценили глубину падения
Отгрузка продукции нижегородских предприятий заметно сократилась
Нижегородские промышленники назвали отрасли, где произошло наибольшее падение объемов производства по итогам девяти месяцев 2020 года. Особенный спад фиксируется в автопроме, нефтехимии и металлургии. В региональном минпроме надеются, что крупные предприятия успеют нарастить объемы производства хотя бы до уровня 2019 года, сами же предприятия жалуются на недостаточные меры господдержки и просят губернатора помочь с госзаказами.
Наибольший спад объемов производства среди всех отраслей промышленности в Нижегородской области по итогам 2020 года прогнозируется в нефтехимии, металлургии и в производстве автотранспортных средств. На собрании членов Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) нижегородский министр промышленности Максим Черкасов рассказал, что производство нефтепродуктов в регионе за девять месяцев сократилось на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а объем отгрузки готовой продукции сократился на 37,3% до 190,6 млрд руб. В автопроме объемы отгрузки за три квартала сократились на 18% до 154,7 млрд руб., индекс производства составил 80,5% к уровню прошлого года. В металлургии объем отгрузки составил 114,5 млрд руб., снизившись почти на 8%.
В нижегородском минпроме рассчитывают, что до конца года предприятия сократят разрыв и выйдут на показатели не ниже 2019 года.
Гендиректор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» Андрей Богданов сообщил, что в 2020 году ожидаемый объем нефтепереработки прогнозируется на уровне 12,6 млн т. — на 3,4 млн т. меньше. Снижение обусловлено плановым проведением капитальных ремонтов технологических установок и форсмажорной ситуацией, связанной с распространением коронавируса. «При этом последствия пандемии оказали существенное влияние на саму процедуру ремонта. Из-за невозможности полной мобилизации ремонтного персонала часть работ переносилась на осень. Это еще больше снизило объем переработки», — отметил господин Богданов. По его словам, во втором квартале Кстовский НПЗ был вынужден остановить установку каталитического крекинга, так как рентабельность производства автомобильного бензина опускалась до «околонулевых отметок». В результате по итогам года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» прогнозирует убыток.
Управляющий директор АО «Выксунский металлургический завод» Александр Барыков отметил, что по итогам периода с января по сентябрь на предприятии произошло снижение производства трубной продукции на 15% до 1 млн т, а выпуск железнодорожных колес сократился на 21% до 550 тыс. штук при потенциале в миллион колес в год.
«Снижение объемов производства обусловлено влиянием пандемии, переносом поставок на отдельных проектах на более поздние сроки.
Также на ситуацию повлияло снижение спроса на трубы большого диаметра со стороны российских компаний ТЭК. В этом сегменте приходится работать в рваном ритме и малыми партиями»,— добавил господин Барыков. Однако в 2021 году в компании прогнозируют рост производства по трубам на 15%. «Спрос на колеса зависит от рынка грузоперевозок, что влияет на объемы вагоноремонта и вагоностроения. На два-три года высокого спроса приходится четыре-пять лет низкого. Высокая фраза цикла прошла в 2019 году, с мая текущего года наблюдается резкое падение спроса. Новый цикл по колесу начнется в 2021–2022 годах»,— заявил управляющий директор ВМЗ.
Вице-президент ООО УК «Группа ГАЗ» Елена Матвеева считает, что сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) оказался самым пострадавшим в российском автопроме, так как их основные покупатели — предприятия малого и среднего бизнеса — потеряли свою доходность и не могут инвестировать в обновление своего автопарка. «В результате с апреля по июнь ГАЗ работал на 30–50% от объемов своей производственной программы. Эффективно сработала госпрограмма закупки школьных автобусов. Без нее "Павловский автобусный завод" стоял бы ноябрь и декабрь. Аналогичного эффекта можно было бы достичь в 2021 году, запустив программу закупки автомобилей скорой помощи, но глава Минэкономразвития РФ Денис Мантуров уже заявил, что в федеральном бюджете на будущий год средств на закупку этих видов техники не предусмотрено»,— пожаловалась госпожа Матвеева.
По ее словам, на коммерческом рынке изменений к лучшему пока нет, а покупательная способность клиентов после небольшого роста опять снижается из-за второй волны коронавируса.
«В сегменте LCV падение рынка по итогам года прогнозируется на уровне 15–20%. И мы с опасением смотрим на начало следующего года, когда накопленный эффект пандемии наложится на традиционное сезонное снижение спроса.
При этом действенных мер поддержки, которыми могла бы воспользоваться группа ГАЗ, чтобы спрогнозировать успешное завершение года, на федеральном уровне так и не разработано. Все они пока находятся в стадии обсуждения»,— заключила Елена Матвеева.
По итогам обсуждения члены НАПП решили направить в адрес губернатора и профильных министерств письма с просьбой помочь промпредприятиям с получением заказов. Предприятиям рекомендовано начать работу по формированию производственных планов на 2021 год. «Он легким не будет, особенно начало. По бюджету страны это уже понятно», — заключил гендиректор НАПП Валерий Цыбанев.