Атака на товарный знак: что нужно знать и как предотвратить?

Дмитрий Семихвостов, юрист, патентный поверенный РФ, «Городисский и Партнеры»

Фото: Андрей Карпов

Всем известно, что обозначение, которое планируется использовать или уже используется бизнесом для индивидуализации своего товара или услуги, необходимо своевременно регистрировать в качестве товарного знака. Однако, получив исключительное право на товарный знак, многие считают, что дело сделано и больше внимания товарному знаку уделять не нужно. Такая позиция ошибочна, потому что самое интересное начинается после получения охранного документа.

Дело в том, что в законодательстве имеется норма о последствиях неиспользования товарного знака после его регистрации, косвенно обязывающая правообладателя использовать свой товарный знак.

Заключаются эти последствия в том, что любое лицо, заинтересованное в использовании товарного знака и полагающее, что товарный знак не используется правообладателем, может сначала обратиться к правообладателю этого товарного знака с предложением об отказе от права на него или о его продаже, а затем уже — и в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

Кто же становится таким «заинтересованным лицом» на практике? Можно выделить две основные категории таких лиц:

Первая категория — это бизнесмены, которые сначала выбрали подходящее для их бизнеса индивидуализирующее обозначение, например, название серии товаров, магазинов, ресторанов и т. д., иногда и заявку на товарный знак в Роспатент подали, а уже потом обнаружили, что это обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака на имя третьего лица. Эта категория лиц, как правило, действительно заинтересована в использовании обозначения, и если от уже выбранного обозначения они отказываться не хотят, то единственным выходом для них становится приобретение уже зарегистрированного товарного знака или подача заявления о досрочном прекращении его правовой охраны, если имеются достаточные для этого основания.

Вторая категория — это так называемые сквоттеры и «патентные тролли» или скупщики товарных знаков. Их основной деятельностью является получение исключительного права на товарные знаки с целью их дальнейшей перепродажи, в том числе, лицам, указанным в первой категории. Для атаки эти «охотники» целенаправленно выискивают «бреши» в защите товарных знаков. Такой «брешью» может стать отсутствие или недостаточность доказательств использования товарного знака у его правообладателя. Нужно понимать, что эта категория заинтересованных в вашем товарном знаке лиц вступает в бой, тщательно проработав стратегию и тактику атаки.

Что же необходимо предпринимать правообладателю, чтобы не допустить или минимизировать последствия таких атак на товарный знак?

Очевидно, что товарный знак должен «работать», т. е. использоваться в бизнесе правообладателя по своему прямому назначению — индивидуализировать производимые товары или оказываемые услуги. Однако, чтобы обезопасить товарный знак после регистрации, этого может не хватить. Товарный знак необходимо не только надлежащим образом использовать, но и грамотно формировать и сохранять пакет доказательств такого использования на случай возможной атаки.

В случае судебного разбирательства правообладателю товарного знака необходимо будет доказать, что:

  • товарный знак использовался им самим или иным лицом, но под его контролем;
  • товарный знак использовался в отношении каждого товара/услуги, для которых зарегистрирован товарный знак;
  • товарный знак использовался в период, охватывающий три года, предшествующих атаке на него.

Конечно, перечень конкретных мер и доказательств должен определяться в каждом случае отдельно с учетом особенностей конкретного бизнеса совместными действиями самого бизнеса и специалистов в области товарных знаков. Сейчас остановимся на наиболее общих, подходящих для любого бизнеса, действиях, которые поспособствуют сохранению товарного знака в случае атаки.

Прежде всего такими мерами являются сбор и хранение документов, подтверждающих введение в гражданский оборот товаров, маркированных товарным знаком, или оказание услуг, индивидуализируемых с помощью товарного знака. Это могут быть: договоры купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг и т. д. При этом договоры обязательно должны сопровождаться подтверждением их исполнения (платежными поручениями, актами приема-передачи, выполненных работ, оказанных услуг). Фотографии или сведения из сети Интернет также могут быть доказательствами, однако в отношении данных документов необходимо будет подтвердить, что фотографии сделаны, а сведения в сети Интернет размещены до даты получения предложения заинтересованного лица. Это можно сделать, например, путем составления нотариусом протокола осмотра Интернет-сайта.

Из совокупности указанных документов должно однозначно следовать, что введенный в гражданский оборот товар или оказанная услуга индивидуализировались товарным знаком.

Если же товарный знак использовался не самим его правообладателем, а, например, его бизнес-партнером, то необходимо будет представить доказательства того, что этот бизнес-партнер использовал товарный знак именно под контролем правообладателя.

Также важно отметить, что, как указано выше, в случае судебного спора использование товарного знака нужно будет доказать по каждому товару и услуге, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. В связи с этим еще перед подачей заявки на регистрацию товарного знака необходимо уделять внимание правильному составлению перечня товаров и услуг, в отношении которых будет испрашиваться правовая охрана на товарный знак. То есть, меры по сохранению товарного знака начинаются еще до подачи заявки на такой товарный знак.

Таким образом, регистрация товарного знака — это только первый шаг в стратегии охраны своей интеллектуальной собственности. Ее дальнейшая сохранность и неприкосновенность зависят от постоянного внимания и усилий со стороны правообладателя, которые необходимо предпринимать своевременно, не дожидаясь атак со стороны третьих лиц. Не стоит подходить к этому формально — привлечение профессионалов на каждом этапе жизненного цикла товарного знака позволит не только создать эффективный правовой инструмент, но и сохранить его в ходе ведения дальнейшей хозяйственной деятельности.

www.gorodissky.ru

 

Вся лента