Бизнес не видит поводов для оптимизма
Когда компании будут готовы снова инвестировать в свое развитие
Оптимизм российского бизнеса рухнул до минимума за 11 лет, сообщает РБК со ссылкой на исследование компании IHS Markit. Индекс представляет собой разницу между процентом компаний, которые планируют нарастить объемы производства в ближайший год, и долей предприятий, ожидающих спада. И если в июне этот показатель составлял 20%, то в октябре он опустился до 6% — это худший результат с 2009 года.
Оптимизм не будет расти до тех пор, пока не начнется массовая вакцинация от коронавируса, считает эксперт Московского отделения «Опоры России», юрист Светлана Петропольская: «Бизнес занял выжидательную позицию. Несмотря на то, что власти говорят о том, что локдауна ожидать не следует, мы все равно понимаем, что, так или иначе, на фоне безработицы, на фоне того, что сейчас люди меньше посещают магазины, какие-то мероприятия, падает спрос на все, компаниям нет смысла производить излишки товаров. Все будет зависеть от того, как долго мы еще будем находиться в такой ситуации. Каких-то изменений стоит ожидать после того, как будет внедрена вакцина, и вирус пойдет на спад. Ожидать, что бизнес получит меры поддержки от государства, не приходится».
По данным исследования, впервые с 2009 года доля компаний, которые не собираются вкладываться в свое развитие в ближайшие год, превысила процент тех, кто готов к инвестициям. При этом увеличилось число предприятий, которые планируют повысить цены на свою продукцию. Но возможности по увеличению стоимости товаров сейчас очень ограничены, считает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров:
«Если мы говорим про конечных потребителей, то у них доходы снижаются. Напротив, многие ритейлеры понимают, что покупатель не сможет перенести повышения цен, поэтому нужно их удерживать. Многие крупные компании, вплоть до нефтяного сектора, сейчас незначительно увеличивают отсрочки платежа своим подрядчикам, резко ограничивают возможность индексации, повышения цен на работы и так далее.
То есть на самом деле сейчас ситуация в экономике такова, что заказчики критически не готовы платить больше, что, естественно, очень сильно ограничивает в том числе все возможности, связанные с повышением цены.
Многие компании сейчас не могут инвестировать в развитие своего бизнеса. В период локдауна у предприятий очень сильно “вымыли” оборотный капитал, выросла долговая нагрузка, плюс отсрочки тоже не бесконечные, и в какой-то момент их нужно будет выплачивать. Все это ограничивает возможность инвестировать, потому что сейчас очень высокий уровень неопределенности с точки зрения спроса, с одной стороны, и серьезное давление с точки зрения финансового состояния компании, с другой».
Как дистанционный формат влияет на производительность
Ранее в Минпромторге заявили, что с начала пандемии закрылись 20% кафе и ресторанов. При этом интеренет-торговля с марта выросла в два-три раза по сравнению с показателями 2019 года.