Канатка оторвалась от земли
В незаконной прокладке воздушной трассы обвиняют владельцев кафе
Владельцы кафе «Старый замок» в Горячем Ключе намерены в судебном порядке расторгнуть договор сервитута с ООО «Прогресс-Инвест», которое незаконно начало строительство канатной дороги на территории ресторана. Соглашение о строительстве объекта было подписано на инвестиционном форуме в Сочи в 2017 году. После проверок, проведенных краевой администрацией выяснилось, что «Прогресс-Инвест» не получило разрешительных документов на возведение канатки. В итоге ее запретили строить из-за многочисленных нарушений, а владельцев кафе власти принуждают снести недостроенный объект.
Владельцы кафе «Старый замок» в Горячем Ключе сообщили “Ъ-Кубань” о намерении в судебном порядке расторгнуть договор сервитута с ООО «Прогресс-Инвест», которое незаконно начало строительство канатной дороги на территории ресторана. «Мы приняли решение прервать договор сервитута с ООО «Прогресс-инвест». Основанием для искового заявления послужило то, что канатную дорогу предприятие начало строить, не имея разрешительных документов»,- пояснил один из владельцев Юрий Бесчастный.
Соглашение о реализации этого проекта было заключено в 2017 году на инвестиционном форуме в Сочи. Администрация Краснодарского края, мэрия Горячего Ключа и ООО «Прогресс-Инвест» договорились о строительстве двухместной канатной дороги в границах горно-санитарной зоны охраны курорта вдоль хребта Котх до вершины горы, на которой планировалось построить развлекательный комплекс.
Единственным вариантом для инвестора стало строительство нижней посадочной станции канатки на краю набережной «Старого замка». Поскольку набережная находится в частной собственности Светланы и Юрия Бесчастных, а на землю под ней с ними же заключен договор аренды, власти города попросили у Светланы Бесчастной помощи в реализации этого проекта. «Сначала инвестор просил 25 соток. Мы уступили 15 и оформили соглашение об установлении сервитута. Согласно документу, эти 15 соток земли под набережной, находящейся в собственности у департамента имущественных отношений Краснодарского края, перешли к ООО «Прогресс-Инвест», которое было обязано самостоятельно получить разрешение на строительство. Департамент с установлением сервитута согласился»,- поясняет Юрий Бесчастный.
Инвестор, не пройдя предусмотренную законом процедуру согласования и не получив разрешения на строительство, летом 2018 года вырубил деревья вдоль хребта, а зимой 2020–го начал стройку - установил несколько опор для линии канатной дороги, подготовил фундамент для нижней посадочной станции на берегу реки Псекупс. Получить разрешение на работы по возведению объекта компания попыталась лишь в августе 2020 года, однако в дело вмешалась организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу». По их инициативе краевые власти провели проверку, подтвердившую, что разрешение на строительство канатной дороги не выдавалось. Кроме того, краевая межведомственная комиссия выявила нарушения земельного и лесного законодательства.
Стройку запретили, после чего начались судебные разбирательства. В исковых требованиях департамент имущественных отношений региона, ранее согласовавший сервитут, требует обязать Светлану Бесчастную и «Прогресс-Инвест» демонтировать объект незавершенного строительства и в тридцатидневный срок привести участок в первоначальное состояние. При этом через десять дней после вступления решения суда в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта со Светланы Бесчастной и «Прогресс-Инвеста» департамент требует взыскивать по 100 тыс. руб. неустойки в сутки до момента полного исполнения судебного акта. «Таким образом, мы судимся и с департаментом. Мы не можем и не имеем права распоряжаться чужой собственностью. Как мы будем сносить этот объект, если мы не строили»,- говорит Юрий Бесчастный. Кроме того, он указывает на еще одну интересную деталь. Договор с мэрией города об аренде земли Светлана Бесчастная заключила в 2010 году. В 2013 году срок договора истек, и он автоматически бессрочно пролонгировался. «Однако в 2018 году мэрия подала иск о его расторжении. Мы не согласились. Тем не менее, в феврале 2020 года суд удовлетворил иск администрации, прекратив с нами договор аренды. А недавно мы выяснили, что еще с середины 2018 года существует новый договор на благоустройство территории с ООО «Прогресс-Инвест»»,- говорит Юрий Бесчастный.
ООО «Прогресс-инвест» зарегистрировано в декабре 2016 года в Геленджик. Основной вид деятельности — организация работы парков отдыха и тематических парков. Учредителями являются Вадим Скрипник и Евгений Таравков. В 2018 году компания показала убыток в сумме 46 тыс. руб. при нулевой выручке. Соучредитель и директор общества Евгений Таравков также является руководителем еще трех компаний в Краснодаре и Геленджике, занимающихся добычей полезных ископаемых, операциями с недвижимостью, лизингом строительной техники.
В ООО «Прогресс-Инвест» не ответили на запрос “Ъ-Кубань”. В департаменте имущественных отношений Краснодарского края также не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин отмечает, что владелица кафе не обязана заниматься демонтажом объекта. Если она фигурирует в деле о сносе самовольной постройки как арендатор земельного участка, на котором осуществлено возведение спорного объекта, то, учитывая, что на сегодняшний день договор аренды с ней расторгнут, правовых оснований для ее участия в процессе нет. «Если же она добьется восстановления права аренды, то должна будет участвовать в процессе, но не как соответчик, а как третье лицо без самостоятельных требований»,- говорит юрист. Что касается восстановления права аренды, то требовать перевода на себя прав и обязанностей по новому договору бывший арендатор, преимущественное право которого нарушено, может лишь, если объект передан новому владельцу именно по договору аренды. «А в данном случае участок передан, но по договору на проведение благоустройства территории. В этом случае шансы на удовлетворение иска владельцев кафе о переводе на нее прав и обязанностей по договору аренды практически отсутствуют. Видимо, юристы ее оппонентов ударно потрудились, чтобы она не смогла вернуть участок себе»,- говорит юрист.