Операторы получили вагоны убытков
Потери превысили четверть выручки
Операторы вагонов за восемь месяцев 2020 года потеряли 87 млрд руб. или более четверти выручки. По их мнению, частично причина в отставании сроков расширения Восточного полигона и сильном замедлении оборота вагона. Если ОАО РЖД добьется очередного роста тарифов, утверждают участники рынка, они окажутся на грани разорения. В монополии считают, что операторы во многом сами виноваты – они покупали вагоны без гарантии загрузки, что теперь создает проблему брошенных поездов на сети. Аналитики же полагают, что 2021 год окажется для отрасли еще сложнее, поскольку падение ставок оперирования будет в полной мере учтено в долгосрочных контрактах.
Операторы вагонов за январь—август потеряли 26,4% выручки в годовом выражении, или 87 млрд руб., следует из выступления совладельца Globaltrans, председателя комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России Сергея Мальцева на круглом столе этого комитета 29 октября. В то же время потери грузового сегмента ОАО РЖД составили 20 млрд руб., или 2% выручки. «Потери операторов больше потерь перевозчика в абсолютном выражении в 4,3 раза, а в относительном — в 13 раз»,— сказал он. Основной фактор падения выручки операторов — значительное снижение ставок, которые с января 2019 года по июнь 2020 года упали на 27%, тогда как тарифы ОАО РЖД выросли на 7,1%.
26,4 процента
составило падение общей выручки операторов вагонов в РФ в январе—августе 2020 года
По словам господина Мальцева, одной из проблем операторов является «хронический дефицит пропускной способности инфраструктуры ОАО РЖД». Удельная производительность полувагонов снизилась на 10,8% — во многом из-за увеличения оборота вагона на 11,8%. Если бы не было дефицита пропускной способности и выполнялся принцип опережающего развития инфраструктуры, то потерь можно было избежать, отмечает он, перевозки на экспорт по Восточному полигону выросли за девять месяцев на 5,3% и при иных обстоятельствах могли бы «увеличиться и до значений, полностью компенсирующих падение грузовой базы».
В ОАО РЖД отметили “Ъ”, что, несмотря на общее увеличение времени оборота вагона, его составляющие, которые находятся в зоне влияния ОАО РЖД, улучшаются.
«Приходится констатировать, что в последние годы не все участники операторского рынка демонстрировали готовность участвовать в работе над эффективностью перевозочного процесса, предпочитая относить эту работу исключительно к сфере ответственности владельца инфраструктуры»,— отметили в монополии. Там добавляют, что поступление на сеть нового подвижного состава, не подтвержденного объемами погрузки, привело к росту незадействованного парка: в сентябре ежесуточно на инфраструктуре без операций свыше трех суток простаивало более 229 тыс. вагонов — на 34% больше, чем год назад.
Операторский сегмент не может служить источником дополнительных финансовых изъятий в пользу ОАО РЖД без риска разрушения бизнес-процессов и банкротств на транспорте, уверен Сергей Мальцев. При этом он отмечает риск роста стоимости владения вагоном за счет введения новых требований к ним. В частности, рост себестоимости за счет запрета на импорт цельнокатаных колес и сохранения ввозных пошлин оценивается в 45–48 млрд руб., а дополнительная индексация порожнего пробега вагонов обойдется клиентам ОАО РЖД в 30 млрд руб. Операторы не раз возражали против инициатив ОАО РЖД поднять тарифы на порожний пробег: сначала речь шла о 4%, потом — о 16% (см. “Ъ” от 18 сентября и 27 октября). Пока правительство не согласилось с этими инициативами (см. “Ъ” от 2 ноября), но дискуссия еще не окончена.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас ситуация с погрузкой и грузооборотом несколько стабилизировалась и с окончанием сезонного пика ремонтных работ на сети вагоны поедут быстрее.
Но масштаб финансовых потерь операторов в 2021 году будет только расти, поскольку к тому моменту падение ставок полноценно отразится в долгосрочных контрактах. Кроме того, в сегменте нефтеналива основной заказчик «Роснефть» в первом квартале 2021 года будет перезаключать свои долгосрочные контракты, и это в условиях низких ставок и масштабного профицита цистерн.