Автомобилистов ждут зигзаги удачи
Безопасность пешеходов обеспечат по новому стандарту
Впервые термин из обихода «Формулы-1», как выяснил “Ъ”, войдет в российский дорожный ГОСТ. Для безопасности пешеходов появятся «шиканы» — связки из поворотов, устроенные с помощью островков безопасности, заставляющие водителя сбросить скорость. В проекте стандарта предусмотрены и другие меры по «успокоению движения», а также механизм «конфликтного регулирования» — специальной настройки светофора в интересах пешеходов.
РосдорНИИ по заказу Минтранса подготовил проект нового стандарта с требованиями к безопасности движения пешеходов. Документ, с содержанием которого ознакомился “Ъ”, нужен для выполнения задач нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», пояснили в пресс-службе организации: к 2024 году смертность в ДТП должна снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. ГОСТ планируется ввести в действие в 2021 году.
В документе впервые прописаны условия, при которых разрешается устраивать нерегулируемые переходы на четырехполосной дороге.
Интенсивность трафика не должна превышать 12 тыс. машин в сутки, разрешенная скорость движения — менее 60 км/ч, при этом необходимы «приподнятая разделительная полоса» и дополнительное освещение. Против таких новаций ранее выступали представители общественности, ссылаясь на их опасность для пешеходов. На двух-трехполосной дороге, говорится в ГОСТ, нерегулируемый переход допустим с ежесуточным трафиком выше 15 тыс. машин. Среди нововведений, заложенных в ГОСТе, упоминаются также Z-образные переходы через проезжую часть (через островок безопасности и ограждения), аналогичные тем, что уже применяются на железных дорогах.
В местах с нерегулируемыми переходами стандарт рекомендует ограничивать скорость автомобилей 20 км/ч в жилых зонах, 30 км/ч — на двухполосных дорогах, 40 км/ч — на четырехполосных дорогах в жилых районах и на магистральных улицах. При «повышенном риске возникновения ДТП» с участием пешехода документ предписывает ставить камеры.
Описаны условия применения «конфликтного регулирования» — так называется настройка светофора, когда на перекрестке машины поворачивают направо, а пешеходы переходят дорогу в одном цикле (позволяет сократить задержки движения). Способ рекомендуется применять на дорогах III, IV категорий «с выраженной неравномерностью и низкой интенсивностью пешеходного потока», при этом зеленый сигнал светофора для пешеходов должен включаться на 5–10 сек. раньше зеленого сигнала для машин. Для исключения выхода пешеходов на проезжую часть (вне переходов) рекомендуется применять «сплошную посадку кустарника» или ограждения.
Для снижения скорости потока следует применять меры по «успокоению движения» автомобилей.
Речь идет о принудительном сужении проезжей части зигзагообразной разметкой по краям, организацией парковочных мест, уменьшением ширины полос, а также с помощью принудительного изменения траектории движения машин на «зигзагообразную» с помощью направляющих островков (в проекте ГОСТа применен термин «шиканы» — так в «Формуле-1» называется связка из поворотов на прямой трассе, заставляющая сбросить скорость). Последний способ можно применять на односторонних улицах или двусторонних с интенсивностью движения не более 500 машин в сутки, без примыканий и выездов со дворов.
В Центре организации дорожного движения Москвы “Ъ” заявили, что не получали документа «для согласования», но отметили, что в принципе «поддерживают все инициативы по снижению количества ДТП с пешеходами». Комментируя условия организации нерегулируемых переходов, глава Союза пешеходов Владимир Соколов заметил, что авторы стандарта не учитывают, что при ограничении скорости в 60 км/ч водители по факту едут 80 км/ч из-за нештрафуемого порога. Он также отметил, что проект не учитывает массового появления на улицах электросамокатов, для которых нужно предусмотреть отдельную инфраструктуру. Нерегулируемый переход через четырехполосную дорогу в принципе допустим, если для пешеходов есть островок безопасности, отмечает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. «Но бывают ситуации, когда в час пик по дороге проезжает огромное количество машин и использовать нерегулируемый пешеходный переход нельзя,— приводит он пример.— Зато в остальное время суток там пусто. В итоге ежесуточные показатели не превышаются, все соответствует ГОСТу, а по факту создается опасная ситуация».