Электросамокат оставил водителя без колес
Жителя Казани лишили прав за отказ от освидетельствования во время катания
Суд в Казани лишил водительских прав 54-летнего Дмитрия Котухова за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Он управлял 600-ваттным электросамокатом, который является, по мнению ГИБДД, мопедом. Пользователь такого транспортного средства обязан выполнять все правила для водителей, в том числе проходить проверку на опьянение. Пострадавший Дмитрий Котухов планирует обжаловать решение суда. Это далеко не первый случай в административной практике ГИБДД.
Мировой суд Московского района Казани 10 ноября вынес постановление о лишении прав управления транспортными средствами категории В и С местного жителя Дмитрия Котухова по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Суд наложил на господина Котухова штраф в размере 30 тыс. руб.
В ночь на 14 августа Дмитрия Котухова, передвигавшегося на электросамокате по проспекту Ибрагимова в Казани, остановили сотрудники ГИБДД. Инспекторы обратили внимание на наклейку самоката Кugoo M4 pro: там было написано, что мощность электродвигателя составляет 600 ватт. Согласно ПДД, если двигатель устройства развивает мощность больше 250 ватт, то это мопед, а пользующийся им граждан — водитель транспортного средства. Это следует и из опубликованных ранее разъяснений ГИБДД России. Исходя из этой логики инспекторы попросили Дмитрия Котухова пройти освидетельствование на состояние опьянения, но он отказался. Сотрудники ДПС составили материалы по ст. 12.26 КоАП и направили их в суд.
В суде представитель ГИБДД в поддержку своих требований представил информацию о технических данных электросамоката. Из нее следовало, что мощность агрегата составляет 600 Вт и он может разгоняться до скорости выше 50 км/ч, а значит господин Котухов управлял транспортным средством и является водителем.
В ответ адвокат господина Котухова говорил, что электросамокат нельзя относить к транспортным средствам потому, что его не нужно ставить на учет в ГИБДД и для управления им не надо иметь водительские права.
«Мопед — это двух- или трехколесное транспортное средство с электродвигателем мощностью более 0,25 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы»,— заявлял защитник. Он ходатайствовал о проведении технической экспертизы самоката господина Котухова, но суд в этом отказал. Дмитрий Котухов сказал “Ъ”, что в течение 10 дней после получения постановления мирового суда обжалует его: «Самокат во все времена — самокат, это два подшипника и доска».
Это далеко не первое подобное решение в судебной и административной практике. Не только в Татарстане, но и в ряде других регионов граждан уже лишают водительских прав, подвергают административному аресту и приговаривают к обязательным работам за езду в пьяном виде, отказ от освидетельствования или вождение без удостоверений на мощных электросамокатах. В Москве, где сосредоточено наибольшее число пользователей таких устройств, подобной практики еще нет.
Напомним, что Минтрансом уже подготовлен большой пакет поправок к ПДД по введению специальных правил движения на электросамокатах. Их будут называть «средствами индивидуальной мобильности», в одной плоскости с пешеходами можно будет ездить не быстрее 20 км/ч, а выезжать на проезжую часть разрешат только на улицах, где скорость ограничена 60 км/ч. Поправки обсуждаются на уровне правительства. Какое наказание будет применяться за нарушение новых правил, пока не ясно.
Начальник управления ГИБДД Татарстана Ленар Габдурахманов считает, что мощные электросамокаты, способные развивать скорость до 80 км/ч, «становятся серьезным источником опасности для пешеходов, велосипедистов, лиц, управляющих такими устройствами, и автомобилистов».
По его данным, в нынешнем году наблюдается трехкратный рост количества происшествий с самокатами. В октябре в Казани произошло 13 таких происшествий, один человек погиб, а 13 получили ранения.