Фуршет в домашних тапочках
«Вкусвилл» выходит на рынок кейтеринга
На фоне введения ограничений на работу московских заведений общепита до середины января будущего года сеть «Вкусвилл» анонсирует запуск нового направления — обслуживание фуршетов. Своевременный выход в сегмент позволит получить дополнительный спрос в период новогодних праздников. Но сам рынок кейтеринга продолжает оставаться под давлением, а восстановления спроса стоит ждать после окончания пандемии.
О том, что «Вкусвилл» запускает в ноябре фуршетный кейтеринг, “Ъ” рассказали в самой компании. Услуга рассчитана на жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Речь идет о доставке с помощью собственной курьерской службы закусок, салатов, горячих блюд, выпечки, десертов, а также подарков, напитков, цветов и посуды. Инвестиции в новый проект там не раскрывают.
По собственным данным, «Вкусвилл» управляет свыше 1,2 тыс. магазинов в России. Согласно ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,79% у основателя сети Андрея Кривенко, остальным через ООО «Проект "Избенка"» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. По оценкам Infoline, оборот «Вкусвилла» в 2019 году превысил 80 млрд руб.
Учитывая ограничения на работу ресторанов, баров и ночных клубов с 23:00 до 6:00, которые власти Москвы ввели до 15 января 2021 года, «Вкусвилл» заходит в новый сегмент своевременно, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
По его словам, это позволит кейтеринговым службам получить дополнительный спрос в декабре и во время январских праздников. Предновогодний период — традиционно пиковый для всего сегмента, согласен представитель Catery (управляет сервисом доставки еды в офисы и на мероприятия). По оценкам господина Бурмистрова, совокупные инвестиции «Вкусвилла» в проект не превысят 20 млн руб., с учетом того, что сеть не будет запускать под него собственное производство.
По словам управляющей электронной коммерцией «Вкусвиллa» Ларисы Романовской, выход в новый сегмент позволит поставщикам сети выйти на новый рынок и реализовать свои продукты в новом формате. Это также дает возможность ритейлеру протестировать более высокие цены на свою кулинарию, добавляет господин Бурмистров. Предварительно средняя стоимость заказа фуршета «Вкусвилла» будет около 5 тыс. руб. Это ниже, чем у конкурентов. В Catery до кризиса средний чек был на уровне 15 тыс. руб., сегодня — около 10 тыс. руб. У развивающей собственную службу кейтеринга «Азбуки вкуса» услуги с обслуживанием в среднем стоят 55 тыс. руб., без — 16 тыс. руб., говорит представитель сети.
В целом на фоне пандемии COVID-19, которая привела к отмене большинства массовых мероприятий и переводу сотрудников на удаленную работу, кейтеринг продолжает терять выручку, отмечает Михаил Бурмистров.
По оценкам Catery, год к году спрос сократился примерно на 30%. «Некоторые компании временно приостановили свою деятельность, другие приняли решение закрыть бизнес. Это открывает место для новых игроков рынка»,— отмечают в компании. «Азбука вкуса» зафиксировала падение продаж в сегменте на 80%. По словам представителя сети, услуга остается востребованной только у частных клиентов.
Руководитель направления кафе и кейтеринга «Азбуки вкуса» Диана Салаватова говорит, что до кризиса кейтеринговые операторы не воспринимали всерьез частный сегмент из-за небольшой величины среднего чека, потребители также относились к формату с недоверием. Но с ограничениями на работу ресторанов спрос на «домашний» кейтеринг может вырасти, рассуждает она.
В Catery ждут, что до конца пандемии развитие рынка будет замедленным, но привычка к онлайн-заказам станет толчком и драйвером восстановления, а затем и роста спроса в сегменте. По оценкам Infoline, по итогам 2020 года оборот российского рынка может сократиться более чем в два раза, до 25 млрд руб.