«Мы должны отработать законопроект, чтобы не нарушались ни права детей, ни права родителей»
Госдума готовится к первому чтению проекта о порядке изъятия детей
Вызвавший масштабные дискуссии законопроект о порядке изъятия детей из семьи рекомендован к принятию в первом чтении в Госдуме. Документ призван сократить полномочия органов опеки в этом вопросе, передав право решения суду. С критикой инициативы ранее выступили представители общественных организаций и даже патриарх Кирилл. Один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству пообещал “Ъ”, что ко второму чтению депутаты учтут все замечания, в том числе и поступившие от представителей РПЦ. Речь идет также о возможности увеличить срок рассмотрения вопроса судом и вести видеозапись процедуры изъятия.
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект об ограничении внесудебного порядка изъятия детей, внесенный в июле 2020 года. Новые правила предполагают, что органы опеки могут изымать детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью только по решению суда. Сейчас, согласно ст. 77 Семейного кодекса, соцработники имеют право забрать ребенка на основании акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Законопроект, который вносит изменения в Гражданский кодекс, Семейный кодекс и закон «О полиции», разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.
Авторы пояснили, что «многолетняя практика свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи». По их словам, причиной изъятия детей из семьи часто становится нехватка игрушек, громкий плач, пустой холодильник или ситуация, когда ребенка оставили с бабушкой и дедушкой. Авторы проекта предложили судам решать, насколько велика угроза жизни и здоровью ребенка. Эксперты в целом одобрили инициативу господ Клишаса и Крашенинникова, назвав ее прогрессивной, но призвали к более широкому обсуждению. В частности, они указали на отсутствие в документе критериев для определения необходимости немедленного изъятия и обратили внимание на то, что 24 часа, в течение которых суд должен принять решение,— слишком короткий срок.
В полемику вокруг документа включился даже патриарх Кирилл. В письме к председателю Госдумы Вячеславу Володину глава РПЦ выразил опасение, что «требование экстренного решения суда по изыманию детей может привести к тому, что суд будет склонен опираться на мнение органов опеки, фактически легализуя предлагаемое ими решение»
«Мы внимательно изучили обращение РПЦ и при подготовке поправок будем учитывать в том числе и эту позицию,— заверил “Ъ” Павел Крашенинников.— Мы продолжим обсуждение темы, она злободневная и важная. Я считаю, что мы должны очень четко отработать законопроект, чтобы не нарушались ни права детей, ни права родителей». По словам господина Крашенинникова, ко второму чтению необходимо рассмотреть все правки, внесенные представителями экспертного сообщества. В частности, предлагается увеличить время рассмотрения судом вопроса об отобрании ребенка, предусмотреть участие в процессе адвоката, психолога и ввести обязательную видеозапись процедуры «при непосредственной угрозе жизни ребенка».
«Сложным и вызывающим много вопросов» назвала законопроект заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина. Она отметила, что из регионов пришло большое количество дополнений, есть претензии и к «понятийному аппарату». «Законопроект необходимо внести на рассмотрение, провести консультации с депутатским сообществом, профильными министерствами и общественными организациями. Поэтому нам предстоит большая работа ко второму чтению», — сказала она “Ъ”.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская назвала поправки недостаточными и не меняющими сути законопроекта.
По замечанию госпожи Альшанской, не прописан план помощи семье, тогда как не всегда опасные условия создаются из-за того, что родители «тушат о ребенка окурки».
«Очень часто родители действительно не справляются с воспитанием, и им нужна помощь и реабилитация»,— говорит она “Ъ”.
Кроме того, госпожа Альшанская заметила, что в законопроекте нет механизмов экстренного изъятия ребенка, когда он действительно нуждается в защите. Формулировку, что ребенка можно забрать, если опека или полиция способны аргументированно предположить, что он умрет в течение нескольких часов, госпожа Альшанская назвала «глупой». «Предположить это не может даже врач, наблюдающий ребенка с тяжелым диагнозом. Кстати, если речь идет о сексуальном насилии, это вообще не угрожающая жизни ситуация. Мы оставляем ребенка в семье, и за 24 его обрабатывают так, что он ничего больше не скажет»,— предположила она. Она выразила надежду, что ко второму чтению комитет рассмотрит поправки, которые предложили представители НКО.
По словам Павла Крашенинникова, после того как законопроект пройдет первое чтение, у депутатов будет 30 дней на то, чтобы внести в его текст поправки.