Молодежь наставят на руль истинный
“Ъ” ознакомился с поправками к закону о безопасности движения
МВД намерено позволить российским гражданам управлять автомобилем уже в возрасте 17 лет, но до совершеннолетия поездки совершать только в сопровождении «водителя-наставника». Об этом говорит направленный в правительство законопроект, предполагающий и другие масштабные изменения в области подготовки автомобилистов. Так, доступ за руль грузовых машин получат лишь граждане, имеющие минимум годовой опыт вождения. Иностранцам, чтобы поменять свои права категории D на российское удостоверение, достаточно будет изучить самостоятельно правила и сдать внутренний экзамен в автошколе.
Законопроект МВД (готовился в Госавтоинспекции), с текстом которого ознакомился “Ъ”, направлен в Белый дом и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве РФ. Поправки вносятся в закон «О безопасности дорожного движения».
Одно из главных новшеств касается подготовки и допуска за руль молодых водителей.
Сегодня, напомним, можно сдать экзамен на права в 17 лет, но управлять машиной законодательство позволяет только с 18. За год приобретенные знания и навыки теряются, считают в МВД: нужно разрешить подросткам сесть за руль сразу, но с оговоркой, что в салоне будет находиться «водитель-наставник» с правами категории B. Порядок вождения и требования к наставникам обозначат позднее в постановлении правительства. Подобное сопровождение нужно «в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и осуществления контроля за соблюдением ПДД», сказано в поправках.
МВД также намерено поменять правила допуска за руль водителей автобусов и грузовиков.
С учетом международного опыта предлагается допускать к вождению транспортных средств, предусмотренных категорией D, только водителей, у которых уже есть опыт (не менее года) вождения. А иностранцам с национальными удостоверениями категории С или D потребуется обменять их на российские, предъявив «документ о квалификации», подтверждающий прохождение экзамена после «освоения» основной программы обучения. Законопроект позволяет это сделать самостоятельно, не посещая автошколу.
Ужесточаются требования к водителям-иностранцам, получившим вид на жительство в РФ, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа: сегодня они могут ездить с иностранными правами, срок действия которых часто не ограничен. В результате такие водители не проходят регулярного медосвидетельствования (остальные получают медсправку раз в десять лет), поясняют в МВД. Предполагается, что через полгода с момента получения вида на жительство или российского паспорта иностранными правами пользоваться будет нельзя. На обмен прав дадут 180 дней с момента принятия закона. Исключение сделают для граждан стран Евразийского экономического союза: они смогут пользоваться ранее выданными национальными правами до окончания срока их действия или в течение десяти лет после выдачи. Граждане РФ, проживающие за пределами РФ (в том числе в Луганске и Донецке, приводится пример в пояснительной записке), смогут пользоваться иностранными правами при наличии документов, подтверждающих «такое проживание».
Водитель, который ехал без прав (или права у него закончились) или попался на пьяном вождении, согласно действующему законодательству может быть оштрафован судом или подвергнут административному аресту. При этом ему ничто не мешает пойти в ГИБДД и получить новые права, сдав экзамен.
МВД предлагает не выдавать удостоверения в течение года после «исполнения наказания» (уплаты штрафа или отбытия ареста), в течение которого лицо считается наказанным за пьяное вождение или отказ от освидетельствования.
Изменения вносятся в правила отнесения транспортных средств к тем или иным категориям, поскольку сейчас с этим возникают проблемы, признают в МВД. Уточняется состав категории А: помимо мотоциклов, к ней будут относиться мотоциклы с коляской, различные виды трициклов, рабочий объем двигателя которых превышает 50 куб. см, а максимальная скорость выше 50 км/ч. К категории М, помимо мопедов, припишут квадроциклы массой до 350 кг с максимальной скоростью до 50 км/ч, двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см и максимальной мощностью 4 кВт либо с электродвигателем такой же мощности. Квадроциклы весом до 400 кг (до 550 кг, если они предназначены для перевозки грузов) и мощностью до 15 кВт будут относиться к категории B1. Уточнения взяты МВД из техрегламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева обращает внимание на норму, позволяющую иностранцам при обмене иностранных прав категорий С и D учиться самостоятельно. «Самоподготовка для водителей всех категорий была отменена в 2014 году, потому что такие водители аварийнее в два раза,— говорит она.— Введение так называемого экстерната для иностранных водителей и допуска их к управлению "тяжелыми" категориями — полная профанация». Создаются предпосылки для нового вида коррупции, когда иностранец покупает документ об окончании автошколы, на основании которого ему поменяют права, говорит главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию Александр Лыткин.
«Качество подготовки для "тяжелых" категорий в странах СНГ низкое, все это знают, так что к улучшению безопасности движения эти поправки точно не приведут»,— поясняет он.
Введение института «водителей-наставников» для молодых Татьяна Шутылева считает концептуально правильным — это уже давно практикуется, например, в Австрии и дает почти нулевую аварийность с участием начинающих водителей. «Но там требования к наставникам гораздо выше — ими могут быть только близкие родственники, не имеющие штрафов, лишения удостоверения, с большим опытом управления,— поясняет госпожа Шутылева.— Исходя из предлагаемого проекта наставником может выступить и 18-летний друг, такой же неопытный, как и только что получивший права. Смысла в таком сопровождении нет».